«Вы — соль земли… Вы — свет мира… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:13-16).
Этот текст часто цитируют, как если бы он был наказом для церкви, быть вовлеченной в политический активизм — лоббирование, ободрение избирателей, организации протестов и использование евангельского движения для политических нужд. Недавно я услышал, как один хорошо известный евангельский лидер сказал: «Мы должны сделать наши голоса хорошо слышимыми в среде избирателей, иначе мы не являемся солью и светом, как поручил нам Иисус.»
Это преобладающий взгляд. Скажите фразу «соль и свет,» и типичный евангельский Христианин начнет говорить о политике, как по рефлексу Павлова.
Но посмотрите на высказывание Иисуса со всем тщанием в его контексте. Он не призывал к бойкотам, протестам или политическим кампаниям. Он призывал своих учеников к святой жизни. Рассуждение о соли и свете — это кульминационный момент вступления Иисуса к Нагорной Проповеди. Оно следует сразу за Блаженствами. Где Иисус произносил благословения для ключевых особенностей настоящей набожности.
Что лучше всего заметно в Блаженствах, так это качества, которые благословил Иисус, они совсем не такие, которые мир обычно считает достойными восхваления. Мир прославляет мощь и владычество, силу и крепость, статус и класс. Иисус, напротив, благословляет смирение, кротость, милосердие, скорбь, чистоту сердца и даже преследование за праведность. В общем, эти качества являются полярной противоположностью тому, что ценят в политической и личностной среде.
Другими словами, Иисус благословил людей, которые готовы быть притесняемы и лишены прав за их праведность — миротворцев, а не воинствующих; нищих духом, а не гордых; преследуемых, а не напыщенных и злоупотребляющих властью.
Это соответствует учению Иисуса во всем Новом Завете. Он сказал: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф 20:25-28).
Отметьте, кроме того, что предложения: «Вы — соль земли» и «Вы — свет мира» констатируют факт, а не указания к действию. Он не приказывает нам быть солью; Он говорит, что мы соль и предупреждает, чтобы мы не потеряли соленость. Он не приказывает нам быть светом; Он говорит, что мы свет и запрещает нам прятаться под «сосудом».
Иисус говорил, что испорченное и затемненное грехом общество благословлено и подвержено благому влиянию присутствием церкви, когда верующие являются преданными слугами своего Господина. Ключ к пониманию слов Иисуса находиться в 16 стихе: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» Личная святость, а не политическое превосходство, вот что побуждает людей славить нашего небесного Отца.
Соль обладает несколькими свойствами. Возможно наиболее важное, это ее действие как консерванта. Сырое мясо может быть очищено и сохранено солью. Христиане посреди нечестивого и разлагающегося общества имеют подобный сохраняющий и очищающий эффект. Бог сказал Аврааму, что Он сохранит Содом от суда, если найдется хотя бы десять праведных людей — немного соли — в их среде.
Соль также является антисептиком, и может быть использована для обработки ран. Соленая вода это хорошее медицинское средство — хотя и болезненное — для волдырей. Может быть, в метафоре Иисуса, был и этот элемент. Присутствие верующих в мире жалит совесть безбожников, потому что это болезненный намек, что Бог требует святости, и что плата за грех — смерть.
Но соль также придает вкус пище и вызывает жажду — и я думаю, что это главная идея, которую Иисус имел в виду, когда Он использовал эту метафору, поскольку Он говорит о силе [солености] соли. Помните, Иисус только что сказал: «Блаженны алчущие и жаждущие правды» (5:6), и эти образы предполагают, что присутствие добросовестно благочестивых людей в обществе произведет естественный эффект большей склонности (аппетита) к Богу и жажды праведности.
Свет, естественно, одновременно разгоняет тьму и освещает все, чего он касается. Когда мы как должно позволяем нашему свету сиять перед другими, они видят наши добрые дела и прославляют Бога.
Так что, это не о создании политической силы. И не об организации протестов против безбожия. Это не о попытках сделать общество праведным через законодательство. Это о том, как мы живем. Это о том, чтобы быть примером тех особенностей, которые Иисус благословил в Блаженствах. Вот как мы позволяем нашему свету сиять, и вот соленость, которую мы впрыскиваем в разлагающееся и безвкусное, в противном случае, общество.