Суть библейского наставничества (1 Тим. 1:3-7)

Многие люди в мире знают имя Доусона Тротмана. Этот человек был основателем служения «Навигаторы» и, в то же время, он стал для очень многих людей личным наставником. После его смерти Билли Грэм сказал, что не знает другого человека, который своим личным участием, общением и наставлением затронул бы больше жизней, чем Доусон Тротман.

Так вот, однажды Тротман ехал в своей машине и увидел молодого человека, шагающего по улице. Доусон часто подвозил людей, потому что это давало ему возможность рассказывать им о Христе. Когда молодой человек залезал в машину, он выругался. Тротман понял, что перед ним, скорее всего, неверующий человек, и протянул ему евангелизационную брошюру. Попутчик удивленно посмотрел на брошюру, потом на Тротмана и сказал: «Мы с вами раньше нигде не встречались?»

Доусон взглянул на него внимательнее. Оказалось, он точно так же подвозил его год назад. Тогда он свидетельствовал ему о Христе, молодой человек помолился молитвой покаяния, а Доусон уехал домой, счастливый и уверенный, что привел еще одного человека к Господу. И вот, год спустя, в этом человеке не видно никаких признаков духовной жизни. Потрясенный своим открытием, Тротман посетил еще многих других так называемых «новообращенных». То, что он увидел, повергло его в депрессию.

Все это заставило Тротмана задуматься о том, что нужно более продолжительное наставничество, которое позволило бы действительно привести человека к познанию истины и помочь ему жить по-христиански. Именно об этом наставничестве мы и будем сейчас говорить. За основу мы возьмем 1-е Послание к Тимофею 1:3-7. Все 1-е Послание к Тимофею – это, по сути, наставление о наставничестве. И в начале этого послания Павел раскрывает суть наставнического служения. Прочитаем 1 Тимофею 1:3-7:

3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному 4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. 5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, 6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, 7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.

В этом тексте мы увидим 5 принципов, раскрывающих суть библейского наставничества. Первый принцип наставничества:

I. Пребывайте (ст. 3а)

3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе…

Первое правило наставничества – пребывать рядом с наставляемыми. Тимофей никогда не смог бы быть хорошим, эффективным наставником для ефесских верующих, если бы он находился в Иерусалиме или у себя на родине в Галатии . Он не смог бы быть эффективным наставником для ефесской церкви, если бы он все время ездил то в одну миссионерскую поездку, то в другую. Чтобы быть хорошим наставником, нужнопребывать рядом с наставляемыми.

  • Христос 3,5 года пребывал с учениками день и ночь.
  • Апостол Павел 3 года пребывал в Ефесе во время третьего миссионерского путешествия.

• Тот же Павел длительное время пребывал со своими ближайшими учениками: Лукой, Тимофеем, Епафродитом, – а в тех городах, где не мог долго задерживаться сам, оставлял наставников.

  • Тимофей должен был стать наставником для ефесских верующих, поэтому он должен был пребыть в Ефесе.

Представьте, что у вас есть стадо овец. И вы нанимаете на работу пастуха – чтобы пасти это стадо. Однако вдруг оказывается, что этот пастух поехал на одну конференцию для пастухов, на другую, на третью… Вы смотрите на прошедший год, и оказывается, что почти 50% времени он не находился рядом со стадом. Как бы вы отнеслись к такому пастуху? Наверное, вы посоветовали бы ему устроиться на другую работу. Вряд ли вы доверили бы ему своих овец.

Дорогие братья, так и вам перестанут доверять стадо, если вы не будете пребывать рядом с овцами. Я не хочу сказать, что не надо ездить на конференции – вот, даже сам приехал на эту конференцию. :-) Однако уход от стада должен быть исключением, а не правилом. Это как отпуск для пастуха. Бо́льшую же часть времени вы должны пребывать со своими наставляемыми. Это самое первое условие эффективного наставничества.

II. Обучайте истине (ст. 3б)

…и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному…

Заметьте, что с самого начала послания Павел говорит именно об учении. Именно с этим связаны его повеления в начале послания. С самого начала послания, как нечто самое важное, он повелевает Тимофею «увещевать, чтобы не учили иному» – т. е. исправлять заблуждения, объяснять истину и уговаривать, чтобы люди твердо держались истины, а не «иных учений», противоречащих Священному Писанию.

Вы спросите: «Почему исправление заблуждений является первостепенной задачей наставничества?» – Потому что именно истина лежит в основе духовной жизни и отношений человека с Богом. Так, Библия говорит, что:

  • Истина возрождает: «…возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек» (1 Пет. 1:23).
  • Истина освобождает: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:31-32).
  • Истина освящает: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Иоан. 17:17).

И если истина возрождает, освобождает, освящает, то заблуждения, наоборот, – мешают обратиться к Богу, порабощают и препятствуют освящению. В следующем стихе Павел скажет, что эти иные учения не производят «назидания в вере». Они не созидают веру, они ее разрушают. Таким образом, истина играет ключевую роль в наставничестве.

К пасторам часто обращаются люди, нуждающиеся в душепопечительской помощи. И знаете, практически любой случай греха, требующий душепопечения, – это случай неправильного понимания. Сатана строит бастионы лжи в умах людей, и благодаря этим бастионам лжи снова и снова наносит им поражение. Наставничество неразрывно связано с исправлением неправильных представлений, ошибочных учений. Поэтому второй принцип наставничества – «обучайте истине».

Пусть большую часть времени в вашем общении с наставляемым занимает изучение Писания. Пусть это изучение будет глубоким и систематическим. Пусть оно закладывает хороший фундамент истины, на котором можно построить высокое и прочное здание духовной жизни .

III. Возвращайте к главному (ст. 4)

4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.

Какие именно басни и родословия имеет в виду апостол Павел, точно неизвестно. Однако, скорее всего, имеются в виду разного рода иудейские легенды . Известно, что в то время ходило много книг, в которых упоминались какие-то библейские события, однако они были снабжены дополнительными мифическими деталями .

Приведу вам пример из одной из таких книг. В иудейской апокрифической книге Еноха рассказывается:

• «И они [падшие ангелы] взяли себе жён, и каждый выбрал для себя одну; и они начали входить к ним и смешиваться с ними, и научили их волшебству и заклятиям, и открыли им срезывания корней и деревьев. 9 Они зачали и родили великих исполинов, рост которых был в три тысячи локтей [около полутора тысяч метров!]. 10 Они поели всё приобретение людей, так что люди уже не могли прокармливать их. 11 Тогда исполины обратились против самих людей, чтобы пожирать их» (Книга Еноха 2:8-11).

Как вам такая назидательная истина?

Конечно, многие люди увлекались подобными загадочными мистическими историями. Однако апостол Павел говорит: …[увещевай, чтобы они] не занимались баснями… Также многие иудейские толкования были связаны с мистической интерпретацией имен, содержащихся в родословных Пятикнижия. Поэтому Павел говорит: …[увещевай, чтобы они] не занимались… родословиями бесконечными… Принцип наставничества таков: возвращайте своих подопечных к главному, т. е. к прямому смыслу Священного Писания. Научите их отличать чистый здоровый источник от мутных и опасных вод.

Несколько лет назад у нас по церкви начал ходить аудиодиск, представляющий собой рассказ одной женщины о том, как она якобы побывала в аду. И этот диск по какой-то странной причине стал пользоваться большой популярностью. Его слушали и передавали друг другу многие люди.

Но постойте: где здесь здравый смысл? Допустим – допустим! – эта женщина действительно попала в ад и потом оттуда вернулась. В таком случае получается, что вы теперь слушаете женщину, которая удостоилась того, чтобы попасть в ад! Если она с самого начала попала в ад, то как вы можете быть уверены в том, что она сейчас говорит истину?

Действительно, если люди не наставлены в истине, то они будут легко принимать всякие басни. Но задача наставника – возвращать их к главному, к истине Священного Писания. Научите своих подопечных отличать Библию от философии. Научите их отличать Библию от человеческих преданий. Научите их отличать Библию от психологических теорий.
Возвращайте к главному!

IV. Имейте правильные цели (ст. 5)

5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры.

Нередко люди ставят неправильные цели в наставническом служении. Например, бывает такой подход к наставничеству, который я называю «наставничество Авессалома». Во 2 Книге царств рассказывается, как этот человек поступал по отношению к тем, кто приходил со своими судебными тяжбами к царю Давиду. Авессалом стоял у ворот Иерусалима, «и когда подходил кто-нибудь поклониться ему [Авессалому], то он простирал руку свою и обнимал его и целовал его. 6 Так поступал Авессалом со всяким израильтянином, приходившим на суд к царю, и вкрадывался Авессалом в сердце израильтян» (2 Цар. 15:5-6).

То есть, для него на первом месте было не разобраться в том, прав человек в своей тяжбе или нет, а просто сделать человека довольным: «обнимал и целовал его». Однако мы должны понимать, что истина – это одно, а любовь людей – что-то другое. Иногда они совпадают, а иногда – нет. Человек может говорить истину, и его будут любить. А иногда он может говорить истину – смиренно и в любви – однако его будут лютой ненавистью ненавидеть. И наоборот, человек может говорить ложь, и его не будут любить. А может быть так, что он будет говорить ложь и распространять заблуждения, однако при этом будет пользоваться огромной любовью. Любовь людей и истина – это понятия разноплановые: они могут пересекаться, а могут и нет.

Так вот, наставничество Авессалома – это желание всем угодить, вместо того чтобы следовать библейским принципам: он таким образом «вкрадывался… в сердце израильтян».

Еще бывает «наставничество Седекии»: «Царь израильский и Иосафат, царь иудейский, сидели каждый на седалище своем, одетые в [царские] одежды, на площади у ворот Самарии, и все пророки пророчествовали пред ними. 11 И сделал себе Седекия, сын Хенааны, железные рога, и сказал: «Так говорит Господь: ‘Сими избодешь сириян до истребления их‘ «» (3 Цар. 22:10-11).

Седекия очень хотел ободрить израильского и иудейского царей и их войска. Он хотел сказать им хорошее, вдохновенное слово и даже использовал для этого творческие методы: сделал рога, показал небольшую постановку. Однако вы помните, что на самом деле Бог сказал через пророка Михея: если они пойдут на сириян, то погибнут.

Нужно сознавать, что ободрение – это одно, а истина – другое. Иногда они совпадают, а иногда – нет. Иногда истина может вызывать огромный энтузиазм и воодушевление, а иногда она может повергать в депрессию. Помните, как Христос сказал одному богатому юноше истину, и тот «отошел с печалью» (Матф. 19:22). Истина не всегда ободряет, и это нормально. Наставничество Седекии – это желание просто ободрять людей, независимо от того, что думает об их поведении Господь.

Все это – неправильные цели наставничества. Каковы же правильные цели? Взгляните еще раз на 5-й стих:

Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры

Первостепенная цель наставнического служения – научить подопечного любить: любить Бога, любить братьев и сестер, любить ближних.

Иоан. 13:25 «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».
1 Кор. 16:22 «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема…»

Когда вы смотрите на результаты своего наставнического служения, видите ли вы, что в вашей пастве возрастает любовь?

Далее, цель наставничества – произвести в подопечном чистое сердце:

Цель же увещания есть любовь от чистого сердца

Чистое сердце – это сердце, свободное от греха. Евр. 10:22 «…да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести…»

Приводит ли ваше наставничество к тому, что люди исповедуют свои грехи и отворачиваются от них?

Далее, добрая совесть – то есть правильные мотивы; желание во всем поступать правильно. Евр. 13:18 «Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно».

Производит ли ваше наставничество добрую совесть? Желают ли ваши подопечные во всем поступать честно?
— не пользоваться пиратскими компьютерными программами
— платить налоги
— не давать взятки ГАИшникам.

Еще одна цель наставничества – произвести нелицемерную веру.

Неправильное наставничество может производить лицемерную веру, а правильное производит веру нелицемерную. Вы спросите: «А как определить, не лицемерна ли моя вера? Или вера моего подопечного? Каковы признаки лицемерия?» Я назову несколько таких признаков.

Лицемерие фокусируется на менее важных заповедях и пренебрегает главным. Матф. 23:23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд [т. е. справедливое суждение], милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

Лицемерие фокусируется на необязательном и пренебрегает обязательным. Матф. 23:25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

Лицемерие фокусируется на внешнем и пренебрегает внутренним. Матф. 23:27-28 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; 26 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

Лицемерие фокусируется на прошлом и пренебрегает настоящим. Матф. 23:29-32 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, 30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в [пролитии] крови пророков; 31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; 32 дополняйте же меру отцов ваших.

Но правильное наставничество производит нелицемерную веру. К этим правильным целям: любви, очищению сердца, правильным мотивам и нелицемерной вере, – ведет хорошее библейское наставничество.

V. Будьте готовы учиться (ст. 6-7)

6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, 7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.

С вашего позволения, я хотел бы обратить внимание лишь на один аспект, содержащийся в этих стихах. Оказывается, возможно такое, что человек будет думать, что занимается наставничеством, но при этом будет заниматься пустословием. Вдумайтесь в это! Человек может думать, что занимается наставничеством, а на самом деле занимается пустословием.

Ведь те люди, о которых Павел пишет: «…некоторые уклонились в пустословие…» – наверное, они не думали сами в себе так: «А дай-ка я займусь пустословием! А дай-ка я скажу что-нибудь, что не имеет смысла!» Скорее всего, они думали, что занимаются наставлением, что учат закону Божьему. Однако же занимались пустословием!

Это очень опасно. Поэтому Иаков предупреждал: «Братия мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак. 3:1). И поэтому Павел вопрошал: «Все ли учители?» (1 Кор. 12:29). Подразумеваемый ответ: нет, не все! Не все могут быть учителями, наставниками.

Чтобы заниматься библейским наставничеством, а не пустословием, нужно хорошо разуметь то, о чем говоришь и что утверждаешь. Люди, о которых Павел пишет в 1-м Послании Тимофею, «не разумели того, что говорили и что утверждали» (ст. 7). Мы же, если хотим заниматься не пустословием, должны разуметь, что говорим и что утверждаем!

Я не говорю, что обязательно нужно окончить какой-нибудь институт наставников или получить степень магистра душепопечения. Тем не менее, чтобы заниматься наставничеством, нужно глубоко знать Слово Божье и хорошо разбираться в его учении. Таким образом, наставник должен и сам быть наставляемым!

Что вы делаете для того, чтобы возрастать в наставническом служении? Какую последнюю книгу о наставничестве вы прочитали? Когда вы в последний раз читали книги о руководстве церковью, о душепопечении? Это очень важные вопросы, показывающие, насколько серьезно или, наоборот, несерьезно мы относимся к наставническому служению.

Итак, мы рассмотрели пять принципов, отражающих суть наставничества:
1) Пребывайте
2) Обучайте истине
3) Возвращайте к главному
4) Имейте правильные цели
5) Будьте готовы учиться.

Кто-то из вас может сейчас думать: «Я никогда не стану хорошим наставником!» Позвольте рассказать вам одну историю.

Много лет назад одном городе появились крупные афиши, на которых было заявлено, что великий скрипач проведет один единственный концерт в этом городе, во время которого он будет играть на скрипке стоимостью в 1000 долларов . Весь город тогда пришел в движение: все хотели услышать такой редкостный инструмент.

Скрипач вышел на сцену и играл великолепно. Трудно даже подобрать слова, чтобы описать его искусство и красоту музыки. Но неожиданно он прекратил играть, бросил скрипку на пол и начал топтать ее ногами – инструмент разлетелся в щепки. Зрители были шокированы. Тогда на сцену вышел конферансье и сказал, что это была не дорогая скрипка за 1000 долларов, а дешевая – за 20 долларов. А теперь маэстро будет играть на дорогом инструменте.

Когда скрипач заиграл на дорогой скрипке, почти никто (кроме больших специалистов) не услышал разницы. Он играл все так же искусно. Он просто хотел показать, что музыку, в конечном итоге, делает не инструмент, а маэстро. В его руках даже 20-долларовая скрипка звучала хорошо.

Так же и мы: мы лишь инструменты в Божьих руках, а Бог – великий мастер. Даже через наше немощное и несовершенное наставническое служение Он способен совершить великие чудеса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *