Даже если вы стали отцом или матерью совсем недавно, вряд ли вы удивитесь, узнав, что дети приходят в этот мир с удивительной способностью творить зло. Еще до появления на свет маленькое сердце вашего отпрыска было запрограммировано на грех и эгоизм. Склонность человека ко греху такова, что каждый ребенок имеет потенциальную возможность превратиться в чудовище, если дать ему полную свободу.
Склонность вашего ребенка ко греху объясняется библейским учением о первородном грехе. Это значит, что новорожденное дитя не только не ищет Бога и Его праведности, но и не обладает невинным нейтралитетом по отношению к Богу. Появляясь на свет, любой ребенок стремится удовлетворить свои греховные и эгоистичные желания. Кроме того, Священное Писание учит о полной обреченности, показывая, до какой степени человека поражает первородный грех. Хотя грех не обязательно в полной мере проявляется в поведении всех людей, это состояние человека следует назвать полной обреченностью. Даже самая малая частичка личности человека – его характер, разум, эмоции и воля – все поражено грехом или находится в его сетях.
Откровенно говоря, греху не нужно учиться – это врожденное состояние человека. Ваши дети унаследовали греховную природу от вас, вы получили ее от своих родителей, те – от своих, и так эта цепочка связывает нас с Адамом. Иными словами, грех Адама лег несмываемым пятном на всем человечестве. И вина за грех, и состояние развращенности, вызванное грехом, имеют вселенский характер. Апостол Павел пишет: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (Рим. 5:12). Далее он говорит: «… Преступлением одного всем человекам осуждение» (ст. 18), то есть, благодаря Адаму, все мы унаследовали вину за грех. Наконец, апостол свидетельствует: «Как непослушанием одного человека сделались многие грешными…», – имея ввиду, что все мы унаследовали развращение, которое принес грех. Даже среди новорожденных нет ни одного невинного.
В свою очередь, это означает, что ваши дети, если им предоставить свободу, будут стремиться ко греху. И нет такого зла, на которое они неспособны, если только их целиком и полностью оставить на откуп самим себе. Возможно, вам трудно это принять, особенно если перед вами новорожденное дитя. Малыши создают впечатление, что они – чистая, драгоценная, детская невинность. Однако не дайте вас обмануть этим пухленьким щечкам, забавной улыбке и блестящим глазкам. Эти детки – ваша миниатюрная копия! И греховность, глубоко пустившая в них корни, жаждет прорасти своими корявыми ветвями и показать себя во всей красе.
Как учение о первородном грехе и полной обреченности может воздействовать на воспитание детей? Прежде чем дать ответ на этот вопрос, я хотел бы показать три типичных родительских подхода, три ловушки, которые уводят родителей далеко от цели воспитания.
Ловушка №1: сосредоточенность на поведении
Многие родители уходят с верного пути воспитания, сосредоточивая все внимание и усилия на поведении ребенка. Здесь нужно действовать особо осторожно. Если сосредоточить все усилия на исправлении внешних поступков, если пытаться предотвратить проступки с помощью угрозы наказания, то в результате ваших действий может вырасти обычный лицемер.
Я не раз был свидетелем такой модели воспитания. Некоторые из моих знакомых христиан полагают, что достигли высот в воспитании детей, потому что научили детей вести себя вежливо в нужный момент, обращаться к старшим по имени-отчеству, не перебивать взрослых, уступать место старшим и т.д. Такое поведение на первый взгляд и на определенное время способно творить чудеса (особенно, когда родители рядом), но такое решение не доходит до корня проблемы полной обреченности человека. Греховное поведение является лишь симптомом греховного сердца.
Ловушка №2: Сосредоточенность на окружении
Некоторые родители стараются контролировать окружение ребенка. Они пытаются свить вокруг него некий кокон, чтобы оградить от дурного влияния. Так, они ограничивают возможность смотреть телевизор, запрещают детям слушать популярную музыку, иногда даже запрещают общаться с теми детьми, чьи родители не придерживаются их философии воспитания.
Действительно, детей необходимо удерживать от зла, нужно учить их мудрости, чтобы они знали, как реагировать на зло. Но этого невозможно добиться, если ты полностью изолирован от окружающего мира. Такой изоляционистский подход порождает наивных, простодушных, уязвимых и беззащитных детей, неспособных постоять за себя.
К тому же, при всем старании невозможно полностью и навсегда изолировать ребенка. Настанет день, когда им придется выйти в мир. И тогда им понадобятся навыки и мудрость, как распознать соблазны сатаны и мира сего и противостать им. Если же вы постараетесь укрыть их от тлетворного окружения, то вам не удастся защитить их от главного врага, который обитает внутри них самих, – от испорченного и лукавого сердца. С другой стороны, завоевав его сердце, вы завоюете и самого ребенка.
Ловушка №3: Сосредоточенность на самооценке
Сегодня в воспитании доминирует подход, нацеленный на повышение самооценки ребенка. Этот метод предполагает, что, если ребенок будет воспринимать себя порядочным, благородным и бесподобным существом, то он не только будет лучше себя вести, но таким же образом будет относиться и к другим. Этот метод превращает самолюбие в добродетель.
На самом же деле, современные попытки повысить самооценку ребенка лишь подливают масла в бушующий огонь. Они лишь поощряют детей, эгоизм которых и так достиг крайне высокого уровня, оправдывать свои претензии, чтобы все было так, как они пожелают. В соответствии с этим подходом, родитель должен во всем уступать своим детям, потому что ребенок имеет право на свободное самовыражение, ведь он не должен чувствовать себя униженным. В результате такой вседозволенности, бесконтрольное поведение только усугубляется и обнажает самые низменные черты человеческой греховности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал малолетним правонарушителем, продолжайте подкармливать его самооценку и не исправляйте его, когда он неправ.
Самооценка, основанная на небиблейском восприятии самого себя, отрицает первородный грех и полную обреченность. Библия нигде не одобряет повышенную самооценку, самолюбие или любую другую форму самовозвеличивания. Слово Божье учит отвергать себя, а не любить себя (Лук. 9:23).
Правильный подход: сосредоточенность на сердце
Есть лишь одно лекарство от врожденной греховности ребенка: возрождение, рождение свыше. Иисус сказал Никодиму: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух … [Посему] должно вам родиться свыше» (Иоан. 3:6-7). «Рожденные от плоти», ведомые греховным страстям, ваши дети не имеют никакой силы освободить себя от рабства греха. У них нет Святого Духа, соответственно, нет и способности угодить Богу или быть Ему послушными от всего сердца (ср. Рим. 8:7-8). До тех пор, пока ваши дети не родятся заново (свыше), они мертвы «по преступлениям и грехам» (Ефес. 2:1).
Поэтому главная ваша цель – быть евангелистом в собственной семье. Нужно учить детей закону Божьему, указывать им на потребность в Спасителе и говорить об Иисусе Христе – Единственном, кто может их спасти. И если, воспитываясь в вашей семье, они не осознают потребности в спасении, ваше воспитание оказывается совершенно несостоятельным, а вы оказываетесь негодным духовным лидером. Проповедуйте им Евангелие и просите Бога по Своей суверенной воле дать им рождение свыше.
Здесь важно отметить одну деталь: если вы попытаетесь принудить, заставить или уговорить ребенка произнести молитву покаяния, может статься, он произнесет молитву, в которой не будет покаяния. Рождение свыше – это действие Святого Духа, и спасение вашего ребенка – это вопрос, который окончательно решается исключительно между им самим и Богом.
В воспитании детей нельзя сосредоточиваться лишь на симптомах, оставляя на произвол судьбы вопрос сердца. Если вы постараетесь изменить поступки детей, изолировать их от греховного окружения или раздуть их и без того завышенную самооценку, вы не только усугубите проблему, но и упустите возможность проникнуть в ее суть. Однако, если вы расскажете им о грехе и потребности в Спасителе, если своей жизнью вы покажете пример того, как на практике применяется ваше наставление, то вы сможете пребывать в уповании на Божью благодать во спасение ваших детей.