В самом конце 2008 года на сайте Pew Forum on Religion & Public Life появилось сообщение о том, что значительная часть американских евангельских верующих не согласна с библейской доктриной о спасении только через Иисуса Христа. Согласно этой публикации, 52% американских христиан верят, что, «по крайней мере, некоторые из нехристианских религий могут вести человека к вечной жизни».
Удивительно, что 37% из тех, кто называют себя евангельскими христианами, в один голос отвергают библейское учение о том, что Иисус Христос — единственный Спаситель, и считают, что некоторые из нехристианских религий тоже ведут к вечной жизни.
Эта публикация стала важным шагом после обзора религиозной жизни Америки за 2007 год (U.S. Religious Landscape Survey) и, по сути, подтвердила самые спорные результаты того обзора, свидетельствующие о все возрастающем отвержении евангельскими верующими уникальности Иисуса Христа. Из-за опасений, что в первом исследовании вопрос был сформулирован недостаточно ясно, на Pew Forum решили вновь вернуться к этой дискуссии. Их новое заявление, основанное на проведенном исследовании, подтвердило прежний вывод. Многие евангельские верующие пересматривают свое понимание Евангелия и отвергают утверждение о том, что вера в Иисуса Христа — единственный путь к вечной жизни.
Наиболее интересный ответ на эту публикацию поступил от Чарльза M. Блоу, корреспондента газеты The New York Times. В статье под заголовком «Heaven for the Godless?» («Небеса для безбожников?»), вышедшей в свет 27 декабря 2008 г., Блоу хвалит эту публикацию и выражает удовлетворение тем, что американцы, по его словам, наконец-то отказываются от убеждения, что «небеса — это привилегированное местечко, зарезервированное для одних только христиан».
Г-н Блоу подтверждает, что Библия говорит об исключительности Христа и что христианская церковь когда-то представляла Евангелие именно в таком виде. Тем не менее, он торжествует, узнав о том, что 70% американцев уже отказались от этой доктрины.
Затем он задает вопрос, почему произошла такая перемена, и предлагает в ответ несколько факторов. Во-первых, он пишет:
Одно из самых правдоподобных объяснений заключается в том, что американцы просто желают добра хорошим людям, независимо от того, во что те верят. Как сказал мне Алан Сегал, профессор религии в колледже Барнарда: «Мы живем в многокультурном обществе, и люди ожидают, что и в небесах будет так же, как в Америке». Он объясняет далее, что в нашем обществе так много хороших людей, относящихся к разным религиям, что нам трудно себе представить, что Бог может отправить их в ад.
Вполне возможно, что одна из причин действительно кроется в этом. Фактически, Блоу хочет сказать, что миллионы американцев (включая, конечно, и тех, кто считает себя евангельским христианином) верят, что американский образ жизни — это путь в небеса. Но люди, которые «ожидают, что и в небесах будет так же, как в Америке», не найдут ни одного библейского обоснования этому убеждению.
Во-вторых, Блоу полагает, что «многие христиане, очевидно, считают библейские догматические тексты достаточно “гибкими”». Иными словами, они не верят, что Библия — вечная истина. Он поясняет: «Согласно обзору за август, всего 39 % христиан верят, что Библия — это буквальное Божье Слово, а 18 % считают ее всего лишь книгой, написанной людьми, а вовсе не Словом Божьим».
И снова он указывает на решающий фактор. Те, кто считают Библию «всего лишь книгой, написанной людьми, а вовсе не Словом Божьим», не имеют никакого основания верить тому, чему она учит. А те, кто считают Библию в некотором смысле Божьим откровением, но отрицают богодухновенность ее текста, чувствуют себя вполне свободными пересматривать (или отвергать) библейское учение по собственной прихоти.
Третье предположение Блоу представляется нам наиболее значимым в его колонке:
И все же, остается вероятность того, что некоторые из опрашиваемых могли не видеть логических последствий своих ответов. Как сказал Джон Грин, старший советник форума «Pew Forum»: «Никогда не следует недооценивать возможность того, что на результаты обзора повлияло простое невежество». Но я не думаю, что они не были сведущими в этой самой основополагающей доктрине их веры. Я думаю, что они осознанно предпочли быть в ней несведущими… ради добра.
В этом месте анализ Блоу приобретает более интересный оборот. Он отвергает утверждение, что американские христиане (включая процитированных в этой публикации евангельских верующих) не знают или плохо понимают, чему учит Библия об «этой самой основополагающей доктрине их веры». Нет, — настаивает Блоу, — американские христиане не безграмотны в отношении этого христианского учения и не путаются в нем. «Я думаю, — пишет он, — что они осознанно предпочли быть в ней несведущими… ради добра».
Взглянем внимательнее на этот аргумент. Блоу утверждает, что многие американские христиане отвергают догмат о спасении только через Иисуса Христа ради «добра». Другими словами, «добрые» люди не верят, что другие люди направляются в ад.
Здесь мы видим полную неразбериху как в богословии, так и в этике. Выводы из аргумента Чарльза Блоу очевидны. Он считает, что американцы переделывают богословие с целью подогнать его под определенные нормы общественного уважения. Уважаемые в обществе люди — люди, которые стоят за «добро», — сознательно отвергают ясное библейское учение о единственном Спасителе Иисусе Христе просто потому, что верить в то, что твои неверующие во Христа ближние и сограждане не попадут на небо и пойдут в ад, оказывается нереспектабельным.
Чарльз Блоу радуется тому, что богословие уступило место нормам этикета. Доктрина охотно заменяется общественными отношениями. Слова Иисуса Христа отвергаются в интересах более универсалистской вести.
Те же, кого заботит неискаженное представление Евангелия, отреагируют на эти заявления в совершенно ином духе. Мы являемся свидетелями фактического превращения библейского христианства в новую веру — ложное Евангелие. Эта новая вера заслуживает одобрение Чарльза Блоу и издательства The New York Times, но это лжеевангелие, о котором Новый Завет предупреждает Церковь и которое следует распознавать и отвергать решительно и смело.
Колонка г-на Блоу действительно помогает высветить эту проблему. Те, кто считают, что Евангелие Христа — это разновидность «американского подхода к жизни», обнаружат, что Библия говорит о совершенно другом Евангелии. Те, кто отвергают авторитет Библии, почувствуют свободу заменить библейское христианство новой религией, но они должны быть достаточно честными, чтобы признать, что они сделают именно это. Те же, кто убежден, что доктрина модифицируется в интересах общественного признания, вскоре обнаружат себя общественно уважаемыми язычниками.
Впрочем, в колонке Чарльза Блоу упущен один существенный вопрос. Что, если Иисус действительно единственный путь к спасению? Если это так, а Христос сказал об этом достаточно ясно, тогда общественные отношения и этикет становятся пустяковыми вопросами и беспокойство об этих вопросах выглядит сущим бредом.
Если мы действительно верим, что Иисус — единственный Спаситель и что Библия верно говорит о единственном спасающем Евангелии, тогда нам следует проявить свою уверенность. Обязательным результатом такой уверенности должно быть стремление благовествовать тем, кто еще не познал Христа… ради добра.
Автор: (Д-р Р. Альберт Молер-мл. — президент Южной баптистской богословской семинарии [США], главного образовательного органа Южной баптистской конвенции,к тому же представляющего собой одну из крупнейших семинарий в мире. Вдобавок к этим обязанностям, д-р Молер много пишет и выступает на богословских конференциях.)
Оригинал этой статьи на английском языке под названием “For Goodness Sake” был опубликован 5 января 2009 г. на сайте www.albertmohler.org. Статья переведена и опубликована с разрешения.