“Итак по вере, и чтоб было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам; (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее; Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «ТАК МНОГОЧИСЛЕННО БУДЕТ СЕМЯ ТВОЕ»; И, не изнемогши в вере, он помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвлении; Не поколебался в обетовании Божием недоверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу; И будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное”. (Рим. 4:16-21)
Вера, милость и непреложность обещания
На прошлой неделе мы обсуждали стих 16 и затронули тему взаимодействия веры, милости и непреложности обещания. Прочтем стих еще раз. «Итак по вере, и чтоб было по милости, дабы обетование было непреложно для всех … потомков Авраама [Иудеев и неиудеев – всех чья вера сравнима в силе с верой Авраама]». Обратим внимание, как связаны милость и непреложность обещания. Непреложность Божьего обещания, что мы станем наследниками мира, выражена через Божью милость.
Непреложность обещания через милость Божью выражается двумя путями:
1. Божья милость не вменяет нам наши грехи. Перед лицом Господа все мы грешны. И Бог не вменяет нам наши грехи, и принимает нас как праведников во имя Христа. Он вменяет нам Свою праведность во Христе, несмотря на наши деяния (К Римлянам 4:5). Такова сила Его благодати (К Римлянам 3:24).
2. Божья милость дарует нам обетование, потому что (как гласит стих 17) через нее Бог делает «животворящими мертвых и называет несуществующее, как существующее». Павел задумывает рождение Исаака, когда Аврааму было уже почти 100 лет, а жене его, Саре, 90, и была она бесплодна. Исаак был сыном обетования, тем через кого обетование будет выполнено. Его рождение служит примером того, как все мы, дети обетования, пришли в этот мир Христианами. За этим стоит величие силы Господа. Это пример того, как бесконечна Его благодать. Она утверждает превосходство духовной жизни над смертью, тем самым одухотворяя веру.
Именно поэтому милость Бога Всемогущего выражается в непреложности Его обещания: она утверждает превосходство жизни духовной над смертью и помогает нам уверовать и укрепиться в своей вере, и наши грехи не вменяются нам в знак оправдания. Обещание Божье происходит от Высшей Божьей милости и не зависит от нашей слабой воли.
В стихе 16 также дается ответ, почему праведность Божья и обещание Божье даруются по вере. Почему? «Чтоб было по милости». Лишь только одно состояние духа согласуется с милостью, а именно вера. Чтоб дар праведности и обещание Божье были «по вере, и чтоб было по милости, дабы обетование было непреложно для всех … потомков». Вот в чем выражается взаимодействие веры, милости и непреложности обещания.
Сегодня мне бы хотелось указать на еще одну причину, по которой именно через веру Бог вменяет нам Свою праведность и дарует обещание, что мы станем наследниками мира. Мы назвали три причины, почему именно через веру нам даруется оправдание перед лицом Бога. Первая — вера исключает хвастовство (К Римлянам 3:27). Вторая – если бы оправдание даровалось по закону, обещание потеряло бы свою силу, поскольку закон производит гнев (К Римлянам 4:13-14). Третья причина – вера согласуется с милостью, а милость дарует обещание.
Почему, по замыслу Божьему, вера — наш путь к оправданию?
И, наконец, четвертая причина – вера определена Богом как путь к оправданию, поскольку через нее мы воздаем славу Богу. Мы воздаем славу за Его надежность, верность, силу, мудрость и любовь. Как гласит стих 20: «не поколебался [Авраам] в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу».
Томас Уотсон, английский пастор и писатель, затронул этот вопрос 350 лет назад в своей книге «Божественная сущность» (Grand Rapids: Baker Book House, 1979, стр.151): «Почему из всех добродетелей именно вера оправдывает нас перед Богом? ». В своей книге он дает следующий ответ: «Потому что таков замысел Божий. Согласно Его замыслу, именно вера оправдывает нас перед лицом Господа; через веру Он всю славу, что люди воздают Ему, отдает Христу и дарующей милости». И приводит стих 20 из Послания к Римлянам 4: «пребыл тверд в вере, воздав славу Богу».
Воздавая славу Богу, мы не преувеличиваем Его славу, но возвещаем великолепие Бога. Мы воздаем славу Богу и возвещаем ее суть. Его слава – это величие Его красоты, сияние Его безупречности и великолепие Его совершенства. В прошлый четверг, выходной, я и Ноэль встретились, чтобы вместе пообедать в небольшом местечке, где подавали Мексиканскую кухню. Мы решили занять места снаружи. Воздух был прохладен и свеж, а солнце пригревало. Я посмотрел на небо. Оно имело более насыщенный глубокий цвет прямо над нами, переходя в более светлый тона голубого ближе к горизонту, и я подумал: «Если бы мне пришлось придумать и соорудить купол на высоте пятьдесят миль над городом в осенний день, я бы сделал его именно таким». Именно такой купол и был над нами, только еще лучше. Во всем своем великолепии. “Небеса проповедуют славу Божию” (Пс. 19:1). Слава Божья – это проявление Его красоты и подлинной сущности.
Цель всего сущего – возвещать славу Богу. Рим. 11:36: “Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь”. Какое самое главное состояние духа, рождающего все добродетели, что сильнее всех других воздает славу Богу? Ответ дается нам в стихе 20 – вера: “[Авраам] пребыл тверд в вере, воздав славу Богу.”
Вера возвещает силу, мудрость, любовь и надежность Бога
Почему? Почему именно через веру мы воздаем славу Богу? Это важно знать каждому из нас, ибо все мы живем, чтобы славить Бога. Для того и создал нас Бог, чтобы явить всю Свою славу во Вселенной. Но человечество променяло славу Божью на земные блага (К Римлянам 1:23). Мы окончательно потеряли и лишили себя смысла жизни и не должны удивляться теперь, сколько всего плохого происходит в мире. Но Бог возвращает смысл бытия в мироздание, и пророки говорят нам “Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море” (Аввакум 2:14, а также 14:21).
Важно осознавать свое истинное предназначение в этом мире. Жизнь того, кто не осознает своего истинного предназначения, превращается лишь в жалкую тень от великого Божьего замысла, слабое эхо божественной мелодии, которую ему предначертано было исполнить, слабый отпечаток большого следа, который ему суждено было оставить после себя. В Еф. 1:5-6 так описывается сущность бытия: “предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа…в похвалу славы благодати Своей”. Каждый из нас призван в этот мир, чтобы восхвалять славу благодати Божьей.
И в Рим. 4:20 говорится, что вера лежит в основе исполнения нашего предназначения в этом мире: “Авраам пребыл тверд в вере, воздав славу Богу”. Вера – предписанный Богом путь к оправданию, ибо вера воздает славу Богу.
Поэтому я снова задаю этот вопрос: почему именно вера прославляет Бога? Ответ мы находим в стихе 21: “и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное”. В этом и заключается сущность веры – это уверенность в том, что обещанное Богом исполнится, что Он обладает силой, и Он исполнит обещанное. И чем сложнее, как нам кажется, исполнить обещанное, тем сильнее наша вера прославляет Бога.
Обратимся вновь к стихам 19-20, чтобы увидеть, как Павел особо выделяет следующую мысль. “И, не изнемогши в вере, он [Авраам] помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвлении”. В нашем представлении, исполнить обещание, данное старцу, что у него родится сын, кажется совершенно невозможным. Поэтому вера с силу Бога в подобной ситуации восхваляет Его, через веру Бог предстает перед нами сильным, мудрым, любящим и надежным. Вот почему стих 20 гласит: “Не поколебался в обетовании Божием недоверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу”. Вера воздает славу Богу, потому что через нее мы возвещаем силу Бога исполнить великое и благое, что не под силу Человеку.
Наглядные примеры для детей
Постараюсь представить эту мысль в образах, понятных детям. Папа стоит в бассейне на некотором расстоянии от края. Допустим, тебе три года, и ты стоишь на краю бассейна. Отец протягивает к тебе руки и говорит: «Прыгай, не бойся, я тебя поймаю. Обещаю». Что нужно сделать, чтобы папа мог проявить себя с хорошей стороны? Ответ прост: довериться ему и прыгнуть. Поверить в него и прыгнуть. Так он сможет проявить себя как сильный, мудрый и любящий отец. А если ты не прыгнешь, если помотаешь головой и отбежишь от края бассейна. Этим ты огорчишь отца. Со стороны это будет выглядеть так, как если бы ты сказал: “Он не сможет меня поймать”, “Он не поймает меня” или “То, что он просит меня сделать, неправильно”. Любая из этих мыслей огорчит отца.
Но ты не хочешь огорчать Бога. Поэтому ты доверяешь Ему. Ты показываешь этим, что веришь, что деяния Его благие, ведь так и есть на самом деле. Именно это мы и хотим сказать, когда говорим “Вера прославляет Бога” или “Вера воздает Богу славу”. Через веру в наших глазах Он предстает хорошим, каким и Он и есть на самом деле. Поэтому доверять Богу очень важно.
И чем сложнее, как нам кажется, Ему выполнить обещание, тем лучше Он кажется, когда мы доверяем Ему. Предположим, ты находишься с глубокой стороны бассейна, там где расположен трамплин для прыжков в воду. Тебе четыре года, и ты не умеешь плавать. А папа стоит на другом конце бассейна. Вдруг большая, злая собака пролезает под забором, оскаливается, рычит и начинает приближаться к тебе, чтобы укусить. Ты взбираешься на трамплин и отходишь на самый край, чтобы отстраниться от собаки. Но вот собака уже передними лапами стоит на трамплине. И в этот момент папа, увидев, что происходит, кричит: “Джонни, прыгай в воду, я тебя поймаю”.
Ты никогда не прыгал с высоты больше метра, ты не умеешь плавать, и папа далеко, а бассейн настолько глубокий, что вода накроет тебя с головой. Что сделать, чтобы папа мог проявить себя? Прыгнуть. И почти сразу, как ты коснешься воды, ты почувствуешь, как его сильные руки подхватывают тебя, и папа выносит тебя из воды в целости и сохранности, пока кто-то другой прогоняет злую собаку.
Мы прославляем Бога, когда доверяем Ему исполнить то, что Он обещал исполнить, особенно когда все мыслимые человеческие возможности исчерпаны. Вера возвеличивает Бога. Вот почему Бог определил веру как путь к нашему оправданию.
Вера направлена в будущее
Теперь обратим наше внимание на очевидное. Иногда мы упускаем из виду самое очевидное. Вера направлена в будущее. Вера выражается в доверии к человеку, Богу, но прежде всего в доверии к Богу стать или исполнить то, что Он обещал исполнить или кем обещал стать. Вот почему стих 18 гласит: “сверх надежды, [Авраам] поверил с надеждою”. Надежда и вера очень близки по своей природе. Вера выражается в доверии к человеку, а когда есть доверие, что человек выполнит то, что пообещал сделать в будущем, вера неотделима от надежды.
Кто-то может возразить: “В случае с Авраамом, может, оно так и было, потому что он поверил Богу, до пришествия Христа, поэтому его вера был направлена в будущее, но наша вера скорее направлена в прошлое, возвращаясь к тому моменту, когда Христос погиб за наши грехи на кресте”. Но он окажется не совсем прав. Точнее прав отчасти. Попробуем взглянуть на это иначе: Христос пришел и умер за нас, и воскрес из мертвых, и у нашей веры теперь есть более определенное и прочное историческое основание, чем когда-то было у Авраама. Поэтому наша вера стоит на крепком фундаменте фактов смерти и воскрешения Христа, и мы верим, что эта смерть и воскрешение является залогом непреложности Его обещаний, что мы станем наследниками мира, как и Авраам.
Эту же мысль можно прочесть и в Рим. 5:9 и 8:32. Стих 5:9 послания гласит: “Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его [прошлое], спасемся Им от гнева [будущее]”. Наша вера прочно основывается на историческом факте пролитой крови Иисуса и оправдания наших грехов, но она равно направлена и в будущее, укрепляя нашу уверенность в том, что это событие из прошлого обещает нам спасение от гнева Божьего в будущем. В стихе 8:32 написано: “Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас [прошлое], как с Ним не дарует и всего [будущее]?” Вера основывается на проявлении Божьей любви к нам через смерть Христа в прошлом, а затем мы обращаем свои взгляды в будущее и верим, что именно поэтому Бог исполнит обещанное нам.
Поэтому, даже сегодня, после пришествия Христа, наша вера по-прежнему направлена в будущее. Вера, обладающая великой силой оправдания, в то, что Бог исполнит обещанное и станет тем или сделает то, что обещал. Поэтому вера воздает славу Богу. Вера в прошлые деяния Бога лишь отчасти воздает Ему славу. Но вера в то, что Бог исполнит то, что Он обещал исполнить в будущем, что пока еще не исполнено, и нет возможности это ощутить, — вот что по настоящему прославляет Бога. Это воздает славу Его надежности в настоящем и будущем. Наша вера направлена в будущее, потому что именно так мы воздаем славу Господу в полной мере.
Вера дарует нам свободу
Закончу я сегодняшнюю проповедь таким примером. Когда человек верит в то, что Бог исполнит обещанное ему, и сделает так, что будет “все содействовать ко благу” его (Рим. 8:28), и будет с ним “все дни до скончания века” (Мф. 28:20), укрепит его, поможет ему и поддержит его (Ис. 41:10), “восполнит всякую нужду” его (Филип. 4:19), что “начавший доброе дело [в нем] будет совершать (его)” (Филип. 1:6) – когда человек по-настоящему верит во все это и сверх того, это коренным образом влияет на то, какие жертвы человек может принести во имя Бога и Евангелия. Придя в царствие Божье, мы оставим позади привычные земные блага: и безопасность, и комфорт, и деньги. Мы ищем царствие Божье и жертвуем во имя любви, и от этого свет славы Божьей светит лишь сильнее (Мф. 5:16).
Вспомним главу 13 из Книги Бытия, в которой Аврам и его племянник Лот не могли больше жить на одной земле, поскольку стада их были многочисленны. Здесь мы видим яркий пример силы веры Аврама, когда он сказал Лоту: “Возьми любую землю, какую пожелаешь, а я возьму себе, что останется”. Он доверял Богу и совершил акт родственной любви. Лот забрал себе окрестность Иорданскую, орошенную водою, где были города Содом и Гоморра. Аврам же забрал себе не столь плодородные Ханаанские земли. Лот дорого заплатил за свой выбор. Но Бог явился Авраму сразу после того, как свершился сей акт любви и веры, и сказал: “возведи очи твои, и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу, и к югу, и к востоку, и к западу. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему на веки” (Быт. 13:15).
Он доверял Богу и отдал земли. И Бог сказал: “Все вернется тебе”. То же самое сказал Иисус в благовествовании от Марка 10:29-30: “Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной”.
Пусть опорой веры вашей будет распятие Христа и воскрешение Его в оправдание грехов ваших, уверуйте в обещания Господа, и поступайте сообразно словам Его. И пусть славится имя Его во веки веков.
Faith: In Hope, Against Hope, For the Glory of God (in Russian)
By John Piper September 26, 1999