ИЗЛОЖЕНИЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ВЕРЫ, или
ВЕРОУЧЕНИЕ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН,
составленное И.С. Прохановым (1910 г.)
«Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета о вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». 1 Петра 3.15.
Глава I
О Боге и Святой Троице
Есть один Бог и нет иного, кроме Его (Марк.12,29,32; Иоан.17,3).
Бог есть дух (Иоан.4,24), живой (Иерем.10,10; 1Фесс.1,9), личный (Римл.9,22-23; Жор. 2,11), беспредельный (Пс. 144,3), самобытный (Исх.3,14; 1Иоан.2,13), неизменяющийся (Мал.3,6), совершенный (Матф.5,48), истинный (Иоан.17,3), святой (Ис.6.3), вечный (Втор.32,40; Пс.89,3; Иер.10,10; Ис.40,28), необъятный (ЗЦар.8,27; Римл.8,39; 11,33-36), всесвободный (Эфес.1,11; Пс.113,11), вездесущий (Пс.138,7, Деян.17,27), всеведущий (Евр.4,13), премудрый (Римл.14,26; 1Тим.1,17), всемогущий (Быт.17,1), всеблагой (Римл.2,4; Матф.19,17), верный в обе-тованиях (1Кор.1,9; 2Кор.1,20), праведный и справедливый (Втор.32,4; Пс.7,9-12).
В Боге едином по существу три ипостаси (лица) (Евр.1,3; 1Иоан.5,7):
Отец и Сын и Дух Святой.
Отец рождает (Пс.2,7; Иоан.3,16) и посылает Сына (Иоан.5,36); от Отца исходит Дух Святой (Иоан.15,26), и Отец посылает (Иоан. 14,26) Духа Святого; Сын рождается от Отца (Пс.2,7; Иоан.3,16) и посылается Отцом (Иоан. $.36). Сын посылает Духа Святого (Иоан.15,26).
Дух Святой исходит от Отца (Иоан.15,26) и посылается Отцом (Иоан. 14,26) и Сыном (Иоан.15,26).
Но Отец есть Бог (1Кор.8,6); Сын есть Бог (1Иоан.5,20; Тит.2,11-13; Римл.9,4-5); Дух Святой есть Бог (Деян. 5,3-4; 1Кор. 3,16); и сии три (св. Троица) суть едино (1Иоан. 5,7), нераздельны (Иоан.1,1 и 18; 17,22-23; 4,24) и равны друг другу (Кол.2,9-10; 1,15-17; Иов.33,4); в этой св. Троице нет ни первого, ни последнего, ни меньшего, ни большего.
Единый Бог есть св. Троица; св. Троица есть единый Бог, а Он — «все во всем» (1Кор. 15,28).
Глава II
О сотворении мира
В начале Бог сотворил небо и землю, солнце, луну и звезды (Быт.1 и 2; Деян.17,24); все видимое и невидимое (Кол.1,16; Евр.11,3; 1Кор.8,6; Откр. 44,11; Пс.88,12); для проявления Своей вечной силы, и могущества, и многоразличной премудрости (Эфес. 3,9-10); для того, чтобы все служило Ему (Пс.118,91; Ис. 66,1) и прославляло Его (Пс.148,2-7).
Бог сотворил также человека по образу и подобию Своему (Быт.1, 27; 5,1; Иак.3,9); и «от одной крови произвел весь род человеческий»:
1) для «обитания по всему лицу земли» (Деян.17,26),
2) для непрестанного восхваления Его (Пс.66,4),
3) для вечного стремления к Нему (Деян.17,26-28),
4) для добрых дел (Эфес.2,10),
5) для бессмертной (Быт.2,9 и 17), свободной (2Кор.З,17), святой (Матф.5,8; 1Петр.1,16) и блаженной (Быт.2,8) жизни в непрестанном общении с Богом (Быт.2,16; 3,8; Матф.5,8),
6) для владычествования над всем живущим на земле (Быт. 1,26; Пс.8,5-9).
Для служения Себе (Евр.1,7; Пс.102,20) и спасаемым Им человеческим душам (Евр.1,14) и исполнения Своих предначертаний раньше сотворения земли (Эфес.3,10; Иов.38,6-7)
Бог сотворил ангелов (Пс.148,2-5; Кол.1,16), бесплотных существ (духов) (Евр.1,14), превосходящих людей крепостью и силою (2Петр.2,11), неисчислимых по количеству (Откр.5,11) и разных наименований и степеней власти (Кол.1,16; 1Фесс.4,16).
Ангелы всегда находятся пред лицом Отца Небесного (Откр.22,8-9; Кол.1,16; Ис.6 гл.); радуются о спасении грешников (Лук.15,10); наблюдают за жизнью народов и детей (Дан. 10,12,13-21; 11,1; Матф.18,10), за жизнью церквей (1Кор.11,10; 1Тим.5,21) и посылаются Богом для наказания наглых хулителей Бога (Деян. 12,23).
Хотя ангелы превосходят человеков по совершенствам своего существа, но воздавать им поклонение Слово Божие запрещает (Откр.22,8-9). Некоторые из ангелов не сохранили своего достоинства и согрешили, за что Бог связал из узами адского мрака (Иуд.6; 2Петр.2,4). Главнейший из них «не устоял в истине», сделался человекоубийцей (Быт.3,1; Иоан.8,44) и получил название — диавола.
Глава III
О средствах к познанию вечной истины
(1 Тим.2,4; Пс.118,144)
Для познания Своей вечной истины Бог дал два пути человеку (Пс.8,2; Иоан.2,22):
А. — откровение внутреннее (неписанное) (Иоан.16,13; 1Кор.14,20; Шоан.2,20-21);
Б. — откровение внешнее (писанное) (Исх.31,18; Римл.1,2).
А. — Откровение Божие внутреннее (неписанное) передавалось в первые времена жизни человека чрез явление Бога (Быт.7,1; Исх.11,1), ангелов (Быт,19; Лук.1,26), или пророков (Щар.15,1; Деян.9,10), или непосредственно чрез видение (Быт.15,1; 28,12-19) и внутреннее внушение (Пс.15,7).
По учению Священного Писания, откровение внутреннее есть то «помазание от Святого», которое, будучи «истинно и неложно», пребывает «во внутренней храмине верующих» и учит их «всему» (Шоан.2,20 и 27). Это голос «Духа истины», который наставляет верующих на всякую истину (Иоан.16,13).
Внутреннее откровение Божие не прекратилось: Дух Святой и в настоящее время «свидетельствует духу нашему» и производит Свои «проявления на пользу» в каждом верующем человеке (сердце) (Римл.8,16; 1Кор. 12,7,8-10).
Без внутреннего откровения человеку недоступно откровение внешнее (Лук.24,45); но внутреннее откровение не может противоречить откровению внешнему (писанному), — Слову Божию. Если оно не согласуется с писанным, то оно не истинно (1Кор.4,6; Гал.1,8).
Б. — Откровение Божие внешнее (писанное) есть Священное Писание Ветхого и Нового Завета, которое содержит в себе слова избранных мужей, — патриархов, пророков, чрез которых Бог говорил «многократно и многообразно», а впоследствии — в Сыне Своем (Евр.1,1-2). «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3,16-17); «живо и действенно» (Евр.4,12); содержит в себе истину, и только истину (Матф.24,35) и совершенно достаточно для того, чтобы мы спаслись и имели жизнь вечную (Иоан.5,39; 17,17; 20,31; Пс.118,13&,142); имеет вечное, непреходящее значение, ибо скорее небо и земля прейдут, а слова Божий не прейдут.
Поэтому Священное Писание, вместе с внутренним откровением, которое с ним согласуется, есть единственное истинное руководство в деле спасения человека, и нет иного.
Само Священное Писание предупреждает нас от принятия каких-либо других руководств и человеческих преданий (Марк. 7,3-8; Матф.15,3).
Вероучения и катехизисы не могут суживать значения Свящ. Писания или заменить его в смысле руководства для верующих. Катехизисы и вероучения могут быть полезными для ознакомления с евангельской истиной в общих чертах для лиц, требующих от верующих «отчета в уповании». Но истинным руководством всегда, и всюду, и во всем для Евангельских христиан является Слово Божие и внутреннее откровение, с ним согласное.
Священное Писание мы признаем исключительно в каноническом составе (Канон — правило, правильный список священных книг Ветхого и Нового Завета, составленный общим голосом христианской Церкви).
Оно состоит из следующих книг:
39 книг Ветхого Завета, 27 книг Нового Завета.
Книги Ветхого Завета: 1) Первая книга Моисеева — Бытие, 2) Вторая книга Моисеева — Исход, 3) Третья книга Моисеева — Левит, 4) Четвертая книга Моисеева — Числа, 5) Пятая книга Моисеева — Второзаконие, 6) Книга Иисуса Навина, 7) Книга Судей Израилевых, 8) Книга Руфь, 9) Первая книга Царств, 10) Вторая книга Царств, 11) Третья книга Царств, 12) Четвертая книга Царств, 13) Первая книга Паралипоменон, 14) Вторая книга Паралипоменон, 15) Книга Ездры, 16) Книга Неемии, 17) Книга Есфирь, 18) Книга Иова, 19) Псалтирь, 20) Книга Притчей Соломоновых, 21) Книга Екклесиаста, или Проповедника, 22)Книга Песни Песней Соломона, 23) Книга пророка Исаии, 24) Книга пророка Иеремии, 25) Книга Плач Иеремии, 26) Книга пророка Иезекииля, 27) Книга пророка Даниила, 28) Книга пророка Осии, 29) Книга пророка Иоиля, 30) Книга пророка Амоса, 31) Книга пророка Авдия, 32) Книга пророка Ионы, 33) Книга пророка Михея, 34) Книга пророка Наума, 35) Книга пророка Аввакума, 36) Книга пророка Софонии, 37) Книга пророка Аг-гея, 38) Книга пророка Захарии, 39) Книга пророка Малахии.
Книги Нового Завета: 1) Евангелие от Матфея, 2) Евангелие от Марка, 3) Евангелие от Луки, 4) Евангелие от Иоанна, 5) Деяния святых Апостолов, 6) Послание Иакова, 7) Первое послание Петра, 8) Второе послание Петра, 9) Первое послание Иоанна, 10) Второе послание Иоанна, 11) Третье послание Иоанна, 12) Послание Иуды, 13) Послание к Римлянам, 14) Первое послание к Коринфянам, 15) Второе послание к Коринфянам, 16) Послание к Галатам, 17) Послание к Эфесянам, 18) Послание к Филиппийцам, 19) Послание к Колоссянам, 20) Первое послание к Фессалоникийцам, 21) Второе послание к Фессалоникийцам, 22) Первое послание к Тимофею, 23) Второе послание к Тимофею, 24) Послание к Титу, 25) Послание к Филимону, 26) Послание к Евреям, 27) Откровение Иоанна (Богослова).
Апокрифические книги. В Ветхом Завете: 1) Вторая книга Ездры, 2) Третья книга Ездры, 3) Книга Товита, 4) Книга Иудифь, 5) Книга премудрости Соломона, 6) Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 7) Послание Иеремии, 8) Книга пророка Варуха, 9-11) Первая, вторая и третья книги Маккавейские, 12) прибавления к книге Даниила, с 24-го по 91-й стихи третьей главы и целиком 13 и 14 главы, 13) прибавление к 36-й главе второй книги Паралипоменон — молитва Манассии, 14) в конце Псалтири — псалом Давида на единоборство с Голиафом, 15) в книге Есфирь — дополнения к 1,1; 3,13; 4,17; 5,1-2; 8,12; 10,3.
Эти писания мы не признаем за богодухновенные и не принимаем их к руководству, так как они неизвестного происхождения: на еврейском языке, на котором написаны книги Ветхого Завета, их нет, и они имеются только на греческом языке и кроме того, содержание их противоречит, в некоторых частях, содержанию других книг Священного Писания (1Фес.5,21).
Глава IV
О промысле Божием
Бог, сотворивший мир, не остается безучастным зрителем того, что происходит. Бог промышляет о мире (Иов.34,13), т.е. Он сохраняет творения, содействует или помогает им (Неем.9,6; Пс. 36,6; Евр.1,2-3; Иов.26,2) и управляет ими (Пс.85,17).
Управление Божие простирается:
1) на всю вселенную (Пс.102,19),
2) на природу и ее стихии (Дан. 4,32; Эфес.1,10-11; Пс.134,6-7),
3) на животных (Пс.103,21-30; Матф.6,26; Лук.12,24),
4) на судьбы народов и людей (Иов.12,23),
5) на предметы и события, кажущиеся незначительными (Матф.6,25-32),
6) на судьбы праведных (Римл.8,28; Лук.1,52),
7) на молитвы людей (Матф.7,7-8; Матф.6,8; Притч. 16,33), на судьбу нечестивых.
В отношении греховных действий человека Промысел Божий проявляется в том, что Бог иногда препятствует человеку совершать грех (Пс.7,12-13; 11,6; Быт.20,6; Пс.18,13), а иногда допускает человека до греха. В последнем случае Бог не содействует человеку во грехе, а только не воздвигает ему препятствий, предоставляя его данной ему свободной воле (Пс.80,12-13; Осии 4,16-17; Деян.14,16); но как в том, так и в другом случае цель Промысла Божия одна и та же: благая и совершенная, направленная к пользе бессмертной души человека и одухотворенная любовь к нему (Римл.3,25; 2Пар.32,31; Втор.8,2; Лук.22,32).
Благость к тварям (Римл.8,28; 2,4) и слава Творца (Римл.9,23) суть две высшие цели, к которым Промысел Божий направляет жизнь всего живущего, заставляя его выполнять все премудрые предначертания Свои.
Глава V
О грехопадении
Бог наделил созданного Им человека свободною волею, т.е. правом выбора между добром и злом, между свободой и рабством, между жизнью и смертью (Матф.17,12; Иак.1,14; Втор. 30,19).
Бог мог бы создать человека лишенным свободы, так чтобы он не мог ничего избирать, а был бы механическим исполнителем воли Творца, но в этом случае творение Его, будучи рабом, не было бы подобным Творцу, и слава от невольных рабов не была бы славой, достойной всесвободного Творца (Иоан.15,15).
Любя человека, Бог дал ему закон и указал последствия его выбора (Быт. 2,16-17).
Человек, искушенный врагом душ человеческих, избрал путь познания зла (Быт. 3,6) и потому должен был понести на себе и все последствия, сопряженные с этим: вместо райского блаженства — горе и страдание (Быт.3,16-19); вместо свободы — рабство (Иоан.8,34) и вместо бессмертия — смерть (Быт.2,17; 4,8).
Нарушив закон Бога, человек совершил грех, что значит — беззаконие (1Иоан.3.4). Для того, чтобы человечество окончательно не отошло в пропасть погибели, а с другой стороны, чтобы оно не возгордилось и не думало, что своими собственными усилиями может возвратить утраченное блаженство, Бог дал человечеству:
1) Понятие о естественном законе, на котором основано все существующее (Рим. 1,20);
2) Нравственный закон (Пс.18,8-9), сознаваемый даже язычниками, но еще яснее сознаваемый теми, кто имеет писаное откровение Божие, осуществленное во Христе (Римл.2,14-15; 7,14; 8,4; 10,4; Фил.3,8-9);
3) Обрядовый закон (Кн. Исход и Числа).
Ни один человек не был в состоянии исполнить этих законов Бога: «все согрешили», «все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Римл.3,12,23).
Но так как «возмездие за грех» (Римл.6,23) есть смерть, то весь род человеческий должен был бы умереть, чего и требовало вечное правосудие Божие; но здесь начинает свое творчество любовь Божия и милость Его, которая «предходит пред лицом» Его (Пс.88,15).
Глава VI
Божественный план спасения, или искупления рода человеческого
Бог, по предвечной любви Своей, восхотел спасти род человеческий, и по великой премудрости Своей направил всю жизнь человечества, с самого его падения, к этой цели. Он отделил Себе особый народ от времени Авраама и стал воспитывать его, показывая ему:
1) величие Божества в единстве, всемогуществе и святости (Исх.19 гл.);
2) греховность человека и нравственную беспомощность его (Деян.15,10) и
3) возможность спасения чрез грядущего Мессию (Ис.59,20). Это воспитание Бог проводит посредством трех главных способов:
1) посредством закона Моисея (Гал.3,24),
2) пророчеств (Иер.7,25),
3) справедливого суда (Иов.37,23; Ис.33,5, 5; Осии 6,11).
Но самое спасение, или искупление, благоугодно было Богу совершить чрез Посредника между Богом и человеком (1Тим.2,5) — Иисуса Христа, Который, будучи истинным Сыном Божиим и истинным сыном Девы Марии, соединил в Себе как человеческую, так и Божескую природу (Марк.15,39; Кол.2,9) для того, чтобы примирить Бога с человеком и человека с Богом (Эфес.2,16; Кол.1,20).
В существе Своем Иисус Христос был истинным человеком во всем, кроме греха (Деян.2, 22; Римл.5,15; Матф.26,38; Матф.4,2; Лук.2,40), и в то же время — истинным Богом, вторым Лицом св. Троицы (Иоан.8,58; 14,9-10); но, имея двоякую природу, Иисус Христос был одно существо, одно Лицо (1Иоан.4,2; Иоан.1,14).
В Своем служении на земле Иисус Христос был:
1) Пророком (Иоан.4.44), так как Он учил (Матф.7,29), предсказывал (Лук.13,33) и творил чудеса (Иоан.6,14);
2) Первосвященником — Он принес жертву во искупление рода человеческого и ходатайствует за него перед Отцом (Евр.7,24-28); Он совершил искупление, как акт величайшего самопожертвования Бога любви (Иоан.3,16; 1Иоан.4,9); как выкуп (Матф.20,28; Марк.10,45); как послушание закону и удовлетворение правосудию (Гал.4,4-5; Фил.2,8); как жертву умилостивле-ния (Евр.9,11-12; Иоан.1,29; Римл. 3,22-26). Совершив Свое земное жертвоприношение, Иисус Христос ходатайствует за человеческий род перед Отцом Своим Небесным (Евр.7,23,25).
В искупительной смерти Христа произошло удовлетворение правосудию Божию и любви Его. Не знавшего греха Он соделал для нас жертвою за грех. В этой жертве «милость и истина встретились, правда и мир облобызались» (2Кор.5,21; Пс.84,11).
Искупление, совершенное Христом, достаточно для всего рода человеческого (1 Иоан.2,2; 2Кор.5,14-15; Евр.9,11-12). Оно есть единственное средство для спасения, и нет другого (Римл. 5,15-17).
Христос есть единый Спаситель мира, и «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4,12); Христос — Посредник между Богом и человеками (1Тим.2,5).
Только во имя Его Отец прощает грехи людям; к Нему единому люди могут обращаться с молитвами (Иоан.14,13).
Никто, даже самый праведный человек, не может замещать Его и быть ходатаем за грехи людей или принимать моления и поклонения от людей (Деян. 14,11-15), ибо это было бы нарушением великого права, принадлежащего исключительно Богочеловеку, приобретшему их Своею Кровью на кресте, на Голгофе (Марк.2,10).
3) Царем духовным, так как Он основал Царство благодати (Римл.14,17) и Царство славы (Матф.16,28; Лук.1,33).
Глава VII
О воспринятии человеком спасения
Бог, в лице Иисуса Христа, приготовил спасение; человеку остается только его принять. Человек усваивает спасение чрез:
1) веру, 2) покаяние, 3) обращение и 4) рождение свыше. Вера, покаяние, обращение и рождение свыше составляют не четыре пути, а только один путь к усвоению спасения.
1) Спасающая вера есть та, которая (Иоан.3,2) признает истину откровения Божия, или действительную силу спасения, совершенного Христом (Деян.16,31), имеет полное доверие ко Христу как к Господу и своему личному Спасителю (Деян.16,31) и дает уверенность в прощении грехов — в оправдании чрез заслуги Христа (Римл. 3.28).
2) Покаяние выражается: в признании греха, влекущего за собой осуждение и беспомощность человека в борьбе с ним (Пс. 50,5,7,11); в сокрушении по поводу греха, как преступления против Божественной справедливости и милости (Пс.50,6,10 и 14); в желании получить прощение грехов и уверенность в получении такового (Пс.50,5,7 и 11). Покаяние начинается и оканчивается верою. Первый плод покаяния есть прощение грехов, оправдание (Римл.3,24,30; Гал.3,11; Евр.11,7),,т.е. освобождение от наказания (Римл. 4,5) и восстановление в правах утерянного блаженства (Лук.15,22-24; Римл.5,1-2).
3) Обращение. За покаянием следует с ним неразрывно связанное обращение, т.е. полная перемена мыслей, путей жизни (Лук.19,8; Деян.3,26; 11,21; Иер.31,18) и т.д.
4) Рождение свыше. Одновременно с покаянием и обращением во внутренней природе человека происходит рождение свыше, которое есть коренная перемена во внутреннем содержании жизни (Иоан. 3,3,5,21; Римл.6,13; Эфес.2,1,5,19); в сердце (чувствах) (Матф.12,33,35; 15,19; Деян.16,14; Пс.50,12; Иез.11,19); в нравственных стремлениях души (Эфес. 4,23-24; Матф.6,24).
Новое рождение происходит с человеком моментально (Иоан.5,24), но всегда в далеко скрытом тайнике души (Иоан.3,8; Фил.2,12-13) и узнается по плодам (Матф.7,16).
Таким образом, спасение человеком усваивается даром и не зависит от каких-либо заслуг человеческих (Римл.3,24), но зависит только от его сознательной воли.
Детям, которые не могут проявить сознательной воли, Бог не вменяет их греховности, и им принадлежит Царство Божие, без необходимости для них проходить общий путь спасения или исполнять постановления Божий для Церкви, требующие сознательной воли (Иоан.3,6; Матф.18,3-4; Матф.18,5-6, 10, 14; 2Кор.5,15). На основании того, что верующие, увидев на небесах Иисуса, будут подобны Ему только потому, что увидят Его, можно полагать, что возрождение с детьми происходит, когда они увидят Иисуса при переходе в славную вечность (1 Иоан.3,2; 2Кор.З,18).
Глава VIII
О благодати Божией, об избрании человека ко спасению и о предопределении
Промысел Божий, движимый любовью к человеку, предлагает ему для сего могущественную помощь — благодать Божию, которая есть благой дар Божий, спасительная сила, производящая в человеке покаяние, обращение, рождение свыше и освящение.
Благодать Божия необходима для самого начала веры, покаяния, обращения и нового рождения (1Кор.12,3; Деян.16,14; Матф.16,16-17), добрых дел и освящения (Фил.2,13; Ерв.13,21; Римл.8,14-26; Гал.5,22; Иоан.15,4-5).
Благодать Божия предлагается Богом всем людям, а не только предопределенным к вечному спасению (1Тим.2.4; 1Иоан.2,2).
Предопределение Божие одних к вечному спасению, а других — к вечному осуждению основывается на «предузнании», на предведении того, примут ли они призыв или нет (Лук. 16,16; Римл.8,29-30; Иоан.3,36; Матф.25,34-36).
Благодать Божия не стесняет свободы человека, не действует на нее непреодолимо (Откр.3,20; Пс.94,7-8; Деян.7,51) и не исключает деятельного участия человека в том, что в нем совершается через нее (Иез.11,19-20; 18,31).
Благодать необходима человеку и для сохранения себя в вере, и если он ищет ее влияния и действия, то он никогда не погибнет, никто не похитит его из рук Отца (Римл.8,38-39; Иоан.10,28-29), но сам человек по свободному решению может отказаться от благодати и возлюбить сей век и даже погибнуть (Иоан.12,43; 2Тим.4,10; Евр.6,4-8; Фил.3,18-19; Гал.5,7; Фил.2,12; Гал.5,4; Иоан.6,66-68; Евр.2,1; 2Петр.З,17; Лук.8,13; Кол.1,23).
Глава IX
Об освящении
Бог не оставляет Своих новорожденных детей в их первоначальном состоянии, но хочет, чтобы они возрастали (Шетр.2,2; Кол.1,10; 2Петр.З,18) и развивались; и Дух Святой, возродивший человека, не перестает действовать в сердце верующего, усиливая и укрепляя в нем нового человека в отношении святости и совершенствования (Евр.12,14; 1Фесс.5,23; Шетр.1,2; Римл.15,16; Евр.13,21).
Хотя при рождении’ свыше руководящее стремление души освящается, но все-таки у человека остается часть «ветхого», т.е. некоторая склонность ко злу (Иоан.13,10; Римл.6,12). Вследствие этого, в сердце верующего возникает борьба двух противоположных начал, могущая длиться всю жизнь (Гал.5,17; Иак.4,5; Эфес. 4,22-23). Но в этой борьбе Дух Святой дает способность христианину, при помощи веры, более полно и сознательно усвоить Христа и, таким образом, постепенно достигнуть победы над греховной частью природы человека (Римл.8,13-14; 1Кор.6,11; Иак.1,16).
Освящение производится Самим Богом (1Фесс.5,23), но при участии человека, который, прилагая разумные и свободные усилия, открывает в себе и стремится умертвить греховные побуждения (Фил.2,12-13; 1Петр.2,2), повинуясь Христу и указаниям Его слова.
Цель освящения есть достижение полной свободы от греха, нравственного совершенства (Матф.5,48). Стремление к этому есть долг каждого христианина, и тот согрешает, кто не имеет такого стремления.
Достижение полной свободы от греха возможно уже на земле (1 Иоан.3,6, 9; Быт.6,9; Иов 1,1), но утверждение, что всякий человек» уверовавший, обращенный и возрожденный не согрешает, — противоречит Слову Божию (ЗЦар.8,46; Еккл.7,20; Иак.3,2; 1Иоан.1,8).
Однако истинно то, что верующий, возрожденный и пребывающий в Боге, не может грешить произвольным грехом (Евр.10,26) или грехом к смерти (1Иоан.5,16).
Глава Х
О добрых делах
Бог хочет видеть в Своих искупленных не бездеятельную святость, а святой труд, святые, добрые дела (2Петр.1,5).
Бог создал человека на добрые дела (Эфес.2,10), которые являются необходимым плодом живой веры, без которых вера мертва (Иак.2,17) и бездейственна; живая вера есть вера, действующая любовью (творящая добрые дела) (Гал.5,6). Но человека оправдывают не добрые дела, а живая вера, признаком которой являются они (Римл.3,28; Эфес.2,9).
Человек, надеющийся на безжизненную веру без дел, — несчастен; настолько же несчастен тот, кто надеется спастись без веры, чрез свои дела, ибо ими отрицает заслуги Христа (Гал.2,21).
Добрые дела не могут быть платой со стороны человека за спасение, ибо «какой выкуп даст человек за душу свою?» (Матф.16,26).
Добрые дела суть:
1) выражение благодарности Богу за уже совершенное и даром данное спасение (1Кор.10,31);
2) средство для возвещения людям любви Божией (Матф.5,16);
3) признак живой веры (Иак.2,17).
Но добрые дела должны быть такие, какие Бог заповедал, а не такие, какие сами люди установили (Мих.6,8; Евр.13,21; Матф.15,9; Ис.29,13).
Глава XI
О свободе христианина и свободе совести
Человеку, согрешившему и подпавшему под власть греха, Бог через покаяние, обращение и рождение свыше дает свободу (Иоан.8,32 и 36).
Свобода христианина есть свобода:
1) от власти греха (Римл.6,22; 6,7); не в том смысле, что верующий не может согрешать, но в том смысле, что он получает от Бога силу, достаточную для того, чтобы во всякий момент не только сопротивляться греху, но и совершенно победить его (1Иоан.5,5);
2) от обрядового закона и вообще от закона, как тяжелого ярма, которое раньше человек должен был нести, как средство спасения (Римл.10,4; 7, 2-4);
3) от проклятия закона, страха смерти и ада (Зах.14,11;
Евр.2,14-15);
4) от рабского страха пред Богом, Который делается для человека не судьей, а любящим Отцом (Римл.8,15-17);
5) от племенных, сословных и разных других предрассудков (Гал.3,28);
6) от человеческих авторитетов и учреждений, которые бы порабощали его совесть (Пс.117,7-9).
Свобода христианина дает ему:
1) смелость и дерзновение приходить к престолу благодати со своими нуждами и желаниями (Евр.4,16; Эфес.3,12; 1Иоан.З,21);
2) сыновнее отношение к Богу и проистекающее отсюда легкое и радостное чувство в служении Ему, причем человек выполняет свой труд для Господа не как тяжелую обязанность, а как высшее духовное удовольствие и благо для себя (Матф.11,28-29);
3) любовь ко всем людям, без различия народности и сословия, — или как к детям Отца Небесного, или как к тем, кто могут сделаться Его детьми (Лук.10,25-37);
4) чувство терпимости и снисхождения в отношении инакомыслящих во второстепенных вопросах веры («немощных в вере») (Фил.1,15-18; Римл.14,1; Фил.3,15-17).
Но свобода христианина не есть:
1) свобода от заповедей Божиих и служения Ему и ближним, напротив, она влечет за собой еще более ревностное служение Богу и ближним, ибо сын лучше знает волю и природу отца и больше любит его, нежели раб (Иоан.15,15);
2) свобода делать то, что служит соблазну немощньк в вере (1Кор.10,28-29).
Все же, кто под прикрытием христианской свободы предаются греху, тем самым превращая Писания к своей собственной погибели (Римл.6,1), разрушают христианскую свободу, которая состоит в том, чтобы мы, избавленные от рук врага душ наших, могли служить Господу безбоязненно, свято и праведно во все дни жизни нашей (Римл.6,1-2; Гал.5,13; 2Петр.2,18-21).
Свобода христианина включает в себя свободу совести.
Бог есть судья и властелин совести человеческой (Иак.4,12); совесть служит звеном между Богом и человеком, и никакой человек не может подвергать другого человека насилию или стеснения за то, что он следует указаниям своей совести или заставляет ее подчиниться каким-либо людским заповедям и учениям.
Глава XII
О молитве
Хотя судьба людей в руках Промысла Божия и Бог всеведущ и знает наперед все нужды человека (Матф.6,8), но в предвечной благости Своей Бог позволяет человеку обращаться к Нему со всякими молениями и прошениями (Эфес.6,18; 1Тим.2,1).
Молитва есть внешнее проявление общения души человеческой с Богом (Притч. 3,32), при котором человек или излагает Ему свои нужды и просит об удовлетворении их (Пс.17,7; 2Па-рал.33,12; Фил.4,19; Пс.59,13), или прославляет Его за исполнен-ныемолитвы, или за благодеяния сверх молитвы (Пс.117,21; Ис.12; Пс.138,14; 137,2-3; Деян.11,18), или наслаждается радостным общением с Божеством, духовно созерцая красоту Лика Господня (Пс.30,17; 16,15; Мих.7,7; Пс.26,4).
Так как нужды людей и душевные переживания бесконечно разнообразны, то и молитвы как выражения этих нужд и переживаний должны вполне соответствовать им, и потому установленных форм для молитвы не может быть (1Кор.14,15; 2Кор.З,6; Римл.2,29; Матф.15,8).
Истинная молитва:
1) должна выражаться такими словами, чтобы она соответствовала тем нуждам и тем чувствам, которые наполняют сердце человека (Деян. 1,24-26; 4,24-30);
2) должна исходить от сердца (Евр.10,22);
3) должна быть одухотворена живой верой в благость Бога, готового исполнить ее (Матф.21,22).
Молитва не есть заслуга со стороны человека, а милость, данная ему Богом (Ис. 1,15-18).
Глава XIII
О Церкви Христовой
Бог, спасая людей, основал Себе из них Церковь («Екклезиа» — собрание). Слово Его учит, что есть:
1) невидимая, вселенская Церковь;
2) видимая, поместная и
3) домашняя церковь.
1) Вселенская Церковь есть собрание искупленных (покаявшихся, обращенных и возрожденных) душ всех веков, из всех народов, из всех поместных церквей (общин) или домашних церквей (христианских семейств) на земле, как и на небе, т.е. во всей вселенной (Эфес.1,22-23; 3,10; 5,24-25; Кол.1,18; Евр.12,23).
Вселенская Церковь есть Царство Божие, царство искупленных Христом душ, над которыми духовно владычествует Бог во Христе (Ис.62,12; Кол.1,13; Лук.22,29; Юесс.2,12; Дан.3,33).
2) Поместная церковь есть собрание, общество или община возрожденных душ, соединенных одною верою (одним исповеданием), одной любовью и надеждой и находящихся в одной местности (Матф.18,17; Деян.14.23; 1Кор.1,2; 1Фесс.2,14). Цель поместной церкви — утверждение Царства Христа среди членов ее и распространение его в мире (Деян. 16,5; Откр.3,2; 3,9; Марк.16,15).
3) Домашняя церковь есть собрание возрожденных душ, принадлежащих к одному дому, или семье (1Кор.16,19; Римл.16,4; Кол. 4,15).
Поместных церквей может быть много; они могут разниться в деле своего устройства и порядка и даже в понимании некоторых мест Свящ. Писания, но это не мешает им принадлежать одному Христу, молиться друг за друга и даже совместно работать там, где это возможно, если только они держатся свободы Христовой (Римл. 14,4-8; 10-12).
Принадлежность к вселенской (невидимой) Церкви не освобождает человека от обязанности принадлежать к какой-либо поместной церкви, ибо тогда он может выполнять обязанности в отношении своих братьев и сестер во Христе (Евр.10,25; Матф.18,17).
Мы верим, что хотя вечные истины христианства остаются неизменными для всякой поместной церкви, но в деле разъяснения и применения их в жизни, а также в деле устройства и порядка каждая поместная церковь должна стремиться вперед и совершенствоваться (Эфес. 4,11-16; Фил.3,14-15).
О вступлении и выбытии членов Церкви.
Для вступления в члены вселенской (невидимой) Церкви Христа Бог установил одно только условие: веру, покаяние, обращение и рождение свыше (Откр.7,9,14; Евр.12,23; Иоан.3,3; 1Шетр.1,3-4).
В Церкви Христовой только и есть один разряд членов, и все они пред Богом равны (Матф.20,25-28; 23,8).
Выбыть из числа членов Церкви вселенской могут только те, кто отпал от Христа или кто связан на земле приговором поместной церкви (Евр.6,4-7; Матф.18,17-18).
Для вступления в члены поместной церкви Богом установлен? то же условие: вера, покаяние, обращение и новое рождение, и факте которого человек должен дать свидетельство перед церковью и Богом чрез устное исповедание (Римл.10,9-10; Деян.19,2-5; 1Тим.6,12) и чрез видимое крещение в воде (Деян.2,41) и далее — чрез совместное в церкви исполнение Вечери Господней (Де-ян.2,42), которая вместе с тем и есть высшее выражение общения верующих друг с другом и со Христом (1Кор.10,17).
Члены церкви поместной выбывают из нее:
1) чрез отпадение от веры (Лук.8,13);
2) чрез совершение греха против брата (Матф.18,15-18) или
3) против церкви и Господа (2Фесс.3,14-15).
1) В случае отпадения от веры церковь поступает, как Христос, не проявляя принуждения, но молясь о них (Иоан.6,67).
2) В случае греха против брата Христос учит, чтобы, если согрешивший раскаивается, отдельные братья прощали его (Матф.18,21-35), а если не раскаивается, то увещевали его, сначала наедине, а затем — в присутствии двух или трех братьев (Матф.18,15-16); и в случае непринятия увещевания, сказывали бы об этом церкви, которая и утверждает исключение, или отлучение согрешившего и нераскаявшегося (Матф.18,17-18).
3) В случае общего греха (против церкви или Господа) слово Божие учит, чтобы видящие это молились за согрешающего и увещевали его с целью его исправления, и только в случае непринятия увещевания церковь подвергала бы такого отлучению, но и тогда не считала бы его за врага, а вразумляла, как брата (1Иоан.5,16; Гал.6,1; Иак.5,19-20; 1Тим.1,3-5; Евр.10,25; 2Фесс.З,6-15; 2Тим.4,2; 1Кор.5,3-5; Тит.2,15; 1Фесс.5,11).
Цель увещевания — любовь от чистого сердца; цель отлучения — не месть, а средство к исправлению согрешившего (Гал.6,1) и предохранение Церкви от заражения духовной болезнью (Матф.18,7-9; 2Тим.2,16-19).
Глава XIV
Об установлениях церковных
(О двух заповедях Божиих для видимого исполнения)
Бог в Своей премудрости дал Церкви два установления:
А. — Крещение,
Б. — Вечерю Господню. А. Крещение. Слово Божие учит нас о двух видах крещения:
1) духовном и 2) водном.
1) Крещение духовное называется двояко:
а) крещением Духом Святым и огнем (Матф.3,11; Иоан.1,33; 1Кор.12,13) и
б) крещением в смерть Христа (Марк.10,39; Матф.20,21-22; Римл.6,3-4; Кол.2,12).
а) Крещение Святым Духом есть первое принятие Святого Духа (Деян. 1,5,8); и так как оно знаменует собой начало новой твари, то оно сопровождается рождением свыше, сообщением даров и т.п.
б) Крещение в смерть Христа есть тот переворот в душе человека, когда он, уподобляясь Христу, умирает для греха и восстает для праведности (ветхий человек умирает, новый нарождается, т.е. происходит рождение свыше).
2) Крещение водою. Греческое слово «баптизма» в Новом Завете, относящееся к крещению, означает «погружение» (Марк.1,5-9; Матф.3,16; Деян.8,38-39).
Крещение повелел исполнять Сам Христос (Матф.28,19; Марк. 16,16); оно было принято апостолами (Деян.2,38) и церквами (Римл.6,3-5; Кол.2,11-12; 1Петр.3,21).
Крещение водою есть внешний знак совершившегося в душе ранее крещения Духом Святым или смерти для греха и воскресения для праведности (Римл.6,3-4).
Поэтому крещение водою имеет свое значение только тогда, когда совершается над теми, кто сознательно уверовали во Христа, раскаялись, обратились и получили рождение свыше, т.е. кто получили крещение духовное (Матф.28,19; Деян.2,41; Матф.3,1-2, 6; Деян.2,38; 8,12; 1; 10,47; 18,8; 19,5; Гал.3,26-27; Марк. 16,16).
На основании этого, до совершения крещения водою, Церковь имеет право и обязанность убедиться, что лицо, желающее креститься водою, пережило рождение свыше и желает исполнить установление Господа сознательно (Деян.8,37).
Крещение для детей, которые не могут сознательно веровать или сознательно пережить смерть для греха и воскресение для праведности, не имеет никакого значения, тем более, что они наследуют Царство Божие независимо от веры или покаяния (Матф.18,1-4).
Б. Вечеря Господня. Вечеря Господня («евхаристия» — благодарение) установлена Господом Иисусом Христом в последние часы Его жизни на земле (Лук.22,19-20; 1Кор.11,23-34). Вечеря Господня знаменует:
1) Смерть Христа за наши грехи, которую верующие вспоминают и возвещают (Жор. 11,26).
2) Наше духовное общение с Иисусом Христом (1Кор.10,16).
3) Постоянную зависимость верующего в его духовной жизни от распятого, но живого Спасителя, с Которым он соединен (Иоан.6,53).
4) Участие верующего в смерти Христа (т.е. его смерть для греха и воскресение для праведности) (Римл.8,10; Фил.3,10).
5) Союз верующих во Христе, их Главе (1Кор.10,17).
6) Будущую радость и совершенства Царствия Божия (Лук.22,18; Макр.14,25).
Вечеря Господня исполнялась Апостолами и церквами в их время — ежедневно или еженедельно (Деян.2,46; 20,7; 1Кор.11,23-24; 10; 16). Она должна исполняться в собрании верующих (Деян.20,7; 1Кор.11, 18, 20, 33, 34). В Вечере Господней могут участвовать только: 1) уверовавшие и возрожденные; 2) засвидетельствовавшие смерть со Христом чрез крещение водою (Матф.28,19-20; Деян.2,41-46; 22,16) и ведущие христианский образ жизни (1Кор.11,29).
Глава XV
Устройство церкви (поместной)
По воле Божьей каждая церковь (поместная) должна иметь устройство и порядок (1Кор.14,33,40).
Каждая церковь имеет своим единым главою Иисуса Христа (Эф. 1,22) и управляется Его словом и руководством Духа Святого (2Петр. 1,19-21; Лук.12,12; Откр.2,7; Римл.8,14) чрез молитву и общение в собраниях (Матф.18,19-20; 1Кор.5,4; Деян.1,15,23,26; 2,44-45; 4,23-32; 6,1-6; 14,27; 15,2, 22, 28; Римл.12,16; Шетр.3,8).
Для несения текущей работы церковь избирает из среды себя наставников, или предстоятелей (Эфес. 4,11-12; Деян.1,20-26), которые в апостольской церкви были двух главных разрядов:
1) пресвитеры (старейшины), называемые в других местах Свящ. Писания пастырями, епископами (надзиратели) (1Фесс.5,12; Евр.13,7, 7, 24);
2) диаконы (служители).
Число тех и других в одной церкви не установлено, но во всех случаях, упомянутых в Свящ. Писании, их было больше, чем по одному в каждой церкви (Деян.14,23; 20,17; Иак.5,14; Де-ян.15,6; 1Петр.5,2).
Пресвитеры (епископы, пастыри) и диаконы поставляются Богом чрез ниспослание им соответствующих даров и ревности в служении, которые находят себе оценку в глазах церкви. Церковь, признавая эти дары, избирает их для служения.
Обязанности пресвитеров: наставлять членов церкви в здравом учении, а противящихся обличать (Тит.1,9; 1Тим.З,1-5); поддерживать слабых (Деян.20,35); блюсти и пасти церковь Господа (Деян.20,28), не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1Петр.5,2-3), и обходиться с ними, как кормилица нежно обходится с детьми (1Фесс.2,7; 1Тим.5,17; Деян.8,26-40).
Проповедь или совершение установлении церковных не составляют исключительной обязанности пресвитеров или диаконов (1Кор.З,6; 1,14-17).
Диаконы имеют своею обязанностью: наблюдать за делом благотворительности (Деян.6,1-4); быть сведущими в слове и вести беседы (6,9-10) и по личным качествам должны удовлетворять требованиям Слова Божия (1Тим.З,8-13).
В церквах могут быть и диакониссы (Римл.16,1) и другие избранные служители: учители (1Кор.12,29; Римл.12,7), увещатели, раздаватели (Римл.12,8) и т.п.
Служители, посвящающие все время церкви, могут получать от нее содержание (Матф.10,10; Лук.22,35).
Для целей благовестия могут быть избираемы и посылаемы способные для сего члены, с содержанием от церквей (миссия) (1Кор.9,14).
Рукоположение пресвитеров и диаконов мы понимаем в том же смысле, как и рукоположение при исцелении, посылке на служение в дальний край и т.п., т.е. как особый род торжественной молитвы (Деян.28,8; Марк.6,5; Деян.9,17; 13,3; 19,6; Марк. 16,18). Оно может совершаться и в единении с церковью каждым верующим христианином, имеющим веру и залог Духа, как при исцелении, и не зависит ни от какой преемственности.
О церковном совете. Пресвитеры, диаконы и другие избранные церковью служители могут иметь, с согласия церкви, особые совещания, образуя, если это нужно, постоянный Совет, который обсуждает вопросы до поступления их в церковь (Деян.15,6; ср. ст. 22; Фил.1,1).
На обязанности Совета лежит заботиться о преуспеянии церкви (Эфес. 4,11-16; Кол.1,9-10; Деян.9,28-31; 14,22; 16,4-5).
Церкви, а никому внутри ее или вне ее, принадлежит право избрания служителей, и этого права церковь не может уступить никому другому.
Отношение церквей между собою.
Каждая церковь стоит непосредственно перед своим Начальником — Господом; Ему Одному дает отчет и перед Ним Одним ответственна. Она не может признавать над собою никакого другого главы или руководителя, ни в виде светской власти, ни в виде влияния или господства какой-либо другой церкви, общины иди союза.
Но с другой стороны, никакая церковь не должна забывать о существовании других церквей; должна молиться о них, поддерживая «единство духа в союзе мира» со всеми; стремиться оказать другим церквам, поскольку это возможно, помощь и содействие.
При таком стремлении возможны соглашения между церквами для определенных целей, особые союзы и т.п.
Но, при существовании этих союзов, с одной стороны, никакая церковь не должна забывать о своей полной независимости; не искать для себя руководства союзов или других церквей, а помнить, что она имеет достаточное руководство в слове Божием и Духе Святом, а с другой стороны, — никакая церковь не должна стремиться к господству над другими церквами, или вмешательству в их внутренние дела, или к влиянию на выбор служителей в других церквах.
Но вместе с тем, церкви никогда не должны забывать, что высшее желание их Главы есть то, чтобы они достигали и осуществляли «единство духа в союзе мира».
Глава XVI
Отношение к государству
Мы верим, что Церковь Христа, в противоположность Государству, есть Царство не от мира сего (Иоан.18,36). Жизнь Церкви и жизнь Государства — совершенно разнородны (1Кор. 2,6-7). По самому существу своему Церковь, признавая своим главою Христа, не может находиться под владычеством светской власти; тем более, она не может сама иметь светскую власть и не может действовать в ее духе и ее приемами (Лук. 12,13-14; Матф. 20,20-28;). Поэтому Церковь и Государство должны быть независимы друг от друга (Матф.22,21).
Но в вопросах, где Церковь и Государство соприкасаются — в делах просвещения (школы, записи браков, рождений и т.п.), — как отдельные члены Церкви, так и самые церкви всецело подчиняются всем государственным законам, не противоречащим слову Божию.
Мы верим, что «нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божьему установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? — Делай добро, и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, — бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Римл. 13,1-4).
«И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы подати платите; ибо они Божий служители, сим самым постоянно занятые. Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх — страх, кому честь — честь» (Римл.13,5-7).
Мы признаем воинскую повинность, как оброк, но имеем общение с теми, кто иначе мыслит в этом вопросе.
Мы признаем за святую обязанность совершать молитвы, прошения, моления и благодарения за всех человеков, за всех начальствующих, «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную, во всяком благочестии и чистоте; чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2,1-4).
Мы также признаем другую нашу обязанность — возвещать истину перед народами и царями (Лук. 13,32; Деян.9,15; Матф. 14,1-4), и посредством примера любви и молитвы уменьшать всякое зло в государственной или общественной жизни, содействуя торжеству добра (Римл.12,17), свободы (1Кор.7,21), справедливости (Фил.4,8), храня мир со всеми (Евр.12,14).
Любя свой народ и будучи готовы отдать для блага его нашу жизнь (Римл.9,1-4), мы не можем во имя этой любви ненавидеть какой-либо другой народ (Лук.10,25-37).
Мы верим, что особенности народов должны служить для конечного блага всего человечества и не должны служить причиною распрей или войн. Мы верим, что когда Дух Христа, учившего о любви к врагам, проникнет в сознание народов, тогда «милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» (Пс.84,11).
Мы верим в торжество идеи мира; придет день, когда люди «перекуют мечи свои на орала и копья свои не серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис.2,4). Мы считаем своею обязанностью содействовать приближению этого времени нашею молитвою и жизнью (словом и делом) (Иак.3,18; Эфес.6,15).
Глава XVII
О христианской семье
Мы верим, что семья и ее основа — брак — установлены Самим Богом (Быт.2,18,24).
Брак есть святой союз между мужчиной и женщиной для взаимной помощи и поддержки, для продолжения рода человеческого и для совместного прохождения жизненного пути в любви и верности, доколе смерть не разлучит их (Быт.2,18; 1Кор.7,33; 1Петр.З,1-7; Эфес. 5,22-33).
Христианский брак есть союз двоякий: 1) духовный (нравственный) и 2) телесный.
Отрицающие телесную сторону брака впадают в заблуждение и грех (1Тим.4,3); отрицающие духовную (нравственную) сторону его делают союз плотским сожитием.
Для того, чтобы брак имел духовную основу, необходимо, чтобы он был совершен пред Богом, в Господе, в вере в Того, Кто Один сочетает навеки, так что никто уже не может разлучить, и совершен в молитве к Нему о благословении (Матф.19,6); чтобы муж и жена были верующие, возрожденные от Духа и имеющие обновленные сердца (Жор. 7,39).
Но Слово Божие признает за действительный брак, совершенный между людьми невозрожденными, и даже не лишает и его благословения. Если одна сторона такого брака уверует, то она не должна покидать неверующую сторону, но должна молиться о ней, чтобы Господь привел и ее к спасению (1Кор.7,12-16).
Верующему или верующей Слово Божие не запрещает вступать в брак, но только в Господе (1Кор.7,39; 1Кор.7,10-11).
Развод Слово Божие допускает только по вине прелюбодеяния (Матф.5,32; Матф.19,6).
Господства в браке, с чьей бы то ни было стороны, не должно быть (1Кор.7,3-5; 1Петр.3,7).
Христианская семья смотрит на детей, как на драгоценнейший дар Божий; ее долг беречь их от соблазнов, вреда душевного и привести к спасению.
Сберечь души детей ко спасению родители могут только путем:
1) христианского воспитания в Господе, в учении и наставлении Господнем, но более всего,
2) путем личного примера, помня ту огромную ответственность, которую они несут за соблазн «малых сих» (Матф.18,6-7; Кол.3,20).
Правильное воспитание детей для христианина является более важною обязанностью, чем какая-либо общественная деятельность. Дети должны повиноваться родителям, ибо того требует справедливость (Эфес.6,1-2; Кол.3,20).
Глава XVIII
О смерти и будущей жизни
Мы верим, что есть три смерти:
1) телесная смерть — разлучение души с телом (2Кор.5,8),
2) духовная смерть — разлучение души с Богом (Быт. 2,17; 3,8; Лук.15,32) и
3) вторая смерть, т.е. наказание от Бога и муки нечестивых с их вновь соединенными душами и телами (Откр.20,6-14).
Душа человеческая бессмертна (Иоан.2,19-20; 10,17-18; 2Тим.1,10).
После телесной смерти до воскресения верующие и неверующие находятся в состоянии сознательного существования; в этом состоянии души спасенных и неспасенных разлучены от тела, но души спасенных находятся в состоянии сознательной радости (2Кор.5,1-8; Евр.12,32; Лук.23,42-43; Откр.2,7; Фил,1,22-23; Матф.22,32; Лук.16,22; 23, 43; Откр.6,9-11), а души нечестивых в состоянии сознательной муки (Шетр.3,19; Лук.16,23; 2Петр.2,9).
Второе пришествие Христа.
Слово Божие учит, что второе пришествие Христа для завершения спасения верующих и для наказания неверующих (Матф.24,23-34; 1Фесс.4,16) будет видимое (Матф.24,30).
Времени пришествия Христа никто не может определить или предсказать (Матф.24,36); но второму пришествию Христа должно предшествовать:
1) распространение Евангельской вести по всему лицу земли, пока Царству Иисуса не покорятся иудеи (Римл.9,27) и язычники и не настанет тысячелетнее Царство Христа (Матф.24,14);
2) усиление зла, пришествие (воплощение) антихриста, его падение, первое воскресение мертвых (Откр.20,5) и наступление тысячелетнего Царства Христа, в течение которого зло будет как бы в бездействии (2Фесс.2,1-12; Откр.20,2-4; Римл.8,21-23);
3) по окончании тысячелетнего Царства зло опять получит некоторую власть и вступит в окончательную борьбу с добром (Откр.20,3-7). Эта духовная война будет сопровождаться огромными потрясениями и бедствиями в мире (Матф.24,5-12, 24-30; Лук.21,8-28).
Воскресение мертвых.
При втором пришествии Христа должно совершиться воскресение тела и новое соединение тела с душою, с которою оно было разлучено. Это воскресение будет всеобщее и называется вторым (Откр.20,11-15; Иоан.5,28-29). Верующие воскреснут воскресением в жизнь, и тело их будет подобно прославленному телу Христа, достойным для совершенного воспринятия Духа. Нечестивые воскреснут воскресением к смерти. Те, которых Христос найдет живущими на земле, получат измененные тела, не переходя чрез врата смерти. Подобно обновлению тела, будут обновлены небо и земля (Деян.24,15; 1Кор.15, 13, 17, 22, 43, 51-52; Фил.3,21; 1Фесс.4,14-16; 2Петр.З,7-13; Откр.20,13; 21,1-5).
Суд Божий.
Суд Божий совершится видимым образом в определенное время в лице Иисуса Христа:
1) над всеми людьми — над мертвыми, которые воскреснут в новых телах, и над живыми, тела которых изменятся (1Кор.15,51-52; Матф.13,24-30; 2Тим.4,1; 1Кетр.4,5);
2) над злыми ангелами, причем добрые ангелы будут только присутствовать, как служители (2Петр.2,4; Иуды 6; Матф.13,41-42).
Конечное состояние нечестивых и праведных.
Нечестивые, воскреснув и будучи осуждены, будут в состоянии вечного огня (Матф.25,41), в кладезе бездны (Откр.9,2-11), во внешней тьме (Матф.8,12), в муке (Матф.25,46; Откр.14,10-12), во второй смерти (Откр.21,8), в погибели (2Фесс.1,9), во втором осуждении (Марк. 3,29).
Что касается тех грешников, которые не приняли спасения Христа и не могли принять его, потому что никогда о нем не слыхали, то мы относительно их состояния ясных указаний не имеем, но Христос сказал, что раб, «который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лук.12,47-48); и потому мы верим, что состояние миллионов таких душ будет облегчено вечной благостью Творца.
Праведные будут жить вечно (Матф.25,46), в славе (2Кор.4,17), в покое (Евр.4,9), во свете знания (1Кор.13,8-10), святости (Откр.21,27), служении (Откр.22,3), славословии (Откр.19,1), в торжествующем соборе праведников (Евр.12,23), в общении с Богом (Откр.21,3), которому не будет конца.
>