прочитав этот материал, обязательно не пропустите продолжение
Введение
Вопросы одежды, косметики и украшений всегда были предметом больших разногласий в большинстве церквей и деноминаций. Несмотря на то, что христианство, прежде всего, в своей сути имеет дело с преобразованием сердца человека, внешний вид верующих всегда играл большую роль в их жизни. По всей видимости эта проблема была известна христианам на самой ранней стадии истории церкви. Три новозаветних автора, Пётр, Павел и Иаков касаются вопроса одежды и украшений в своих посланиях. На протяжении истории церкви, в этом вопросе всегда существовали «радикальные левые» [1]- для которых внешние атрибуты не значат ничего, и «радикальные правые» [2] — для которых форма играет важнейшую роль в их восприятии христианства и в связи с этим должна регулироваться строгими правилами. Обычно подобные правила базируются на некоторых принципах найденных в Ветхом Завете, на элементах традиции церкви или конкретной религиозной группы, а также в значительной степени, на народных обычаях принятых в каждом конкретном обществе. Кроме «радикальных левых» и «радикальных правых» в вопросе внешности всегда были многочисленные позиции «средних», акцентирующих одни аспекты внешнего вида и игнорирующие или сводящие к минимуму другие.
Вопрос внешнего вида представлял собой проблему практически для всех поколений евангельских верующих в России. Появившись на свет в стране с почти тысячелетней традицией Русской православной церкви, российский евангельский мир в большой степени унаследовал особое отношение к традиционализму. Отвергнув, с одной стороны многие традиции православия, русские евангельские верующие сохранили идею традиционализма как философии жизни и служения. Этот подход во многом определил и определяет развитие жизни евангельских церквей России. Вследствие этого, вопросы одежды и украшений зачастую принимают форму догмы, иногда превышающую по своей значимости многие другие элементы жизни церквей. Вместе с тем, в последние годы, с приходом религиозной свободы, в странах бывшего СССР стали появляться церкви и целые деноминации, характеризующиеся более свободным отношением к внешнему виду верующих. Некоторые современные церкви даже поощряют свободную форму, современные виды одежды и украшений, как выражение большей степени открытости для не церковных людей.
Сосуществование этих, радикально отличающихся друг от друга позиций в пределах одной деноминации или даже церкви часто приводит к разногласиям или даже распрям между верующими людьми. Одна из самый больших проблем в этой сфере — дефицит серьёзного глубокого исследования этой темы, каким образом она представлена в Библии. Цель этой работы в какой-то мере восполнить этот пробел, попытавшись дать экзегетическую оценку наиболее важным Библейским текстам говорящим о вопросах внешнего вида верующих. Хотя проблемы внешнего вида касаются не только женщин, тем не менее, во все времена женщины, безусловно, уделяли этим вопросам большее внимание, чем мужчины. Наверно поэтому основные Библейские тексты касающиеся данного вопроса говорят именно о женщинах. Наша цель, проанализировать эти места Писания, для того чтобы понять основные принципы установленные ими, чтобы затем без повреждений трансформировать их в современную жизнь.
Внешний вид и Богослужение. Общие наблюдения.
В Ветхом Завете, внешние и церемониальные аспекты Богослужения играли гораздо более важную роль чем это можно обнаружить в учении Нового Завета. Пышная и торжественная церемониальная система поклонения предписанная Богом Израилю имела конкретную цель — указывать на Бога и Его грядущее спасение. Особые правила жертвоприношений, детально предписанный порядок праздников, указанные до мелочи элементы социальных и санитарных законов и церемоний составляли существенную часть Божьего взаимоотношения с Его народом в тот период истории (Гал. 3:24; Евр. 10:1). Вместе с этим необходимо отметить, что даже в Ветхом Завете, внутреннее содержание обрядов, их духовный смысл и отношение к ним людей играли большее значение, чем внешность. Бог, через пророков неоднократно осуждал свой народ за тщательное соблюдение внешних формальностей закона тогда, когда они нарушали его истинный смысл в своих сердцах (Ис. 66:3).
Фокусирование на внешней форме при небрежении состоянием внутренней сущности было одним из основных объектов строгой критики Иисуса Христа обращённой к фарисеям (Мф 23гл.). Сам Иисус Христос демонстрировал противоположный подход. В своей жизни и служении Он всегда отдавал явное предпочтение внутреннему, духовному состоянию людей, часто противопоставляя его внешним формам и церемониям. Новый Завет упоминает случаи, когда Он не заботился о церемонии мытья рук (Марка 7:2-5). Он нарушал религиозные традиции обедая и общаясь с мытарями и грешниками (Mф 9:10-11). Он позволил женщине с плохой репутации омывать его ноги слезами и отирать их волосами (Луки 7:38-44). Однажды, когда Иисус Христос разговаривал с Самарянкой у колодца Сихарь, Он сформулировал принцип эры Нового Завета демонстрирующий подход к внешним элементам поклонения Богу следующим образом: «… поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. … Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Иоанна 4:21-23).
Этими словами, Иисус Христос показал, что Бог ищет преклонённых пред Ним сердец, а не строго соблюдаемых внешних форм. Вместо того, чтобы спорить с Самарянкой о правильном месте поклонения Богу, Он направил её внимание на внутреннее состояние её души, которое свидетельствовало о её действительном отношении к Богу и поклонению Ему.
Вопросы одежды и украшений в Ветхом Завете
Общее сравнение учения Нового Завета с Ветхим Заветом ясно демонстрирует радикально отличающийся подход к внешним элементам Богослужения между этими двумя различными периодами. Что же касается одежды и внешнего вида вне богослужебного контекста, то можно обнаружить, что даже во времена Ветхого Завета этим вопросам не уделялось большого внимания. Давая чёткие и детальные указания по поводу одежды и украшений священников и левитов, Ветхий Завет содержит очень ограниченную информацию о каких-либо правилах внешнего вида для всех остальных людей. Ветхий Завет представляет основную цель одежды как покрытие наготы и защита тела от непогоды (Быт 3:21; Иез. 18:7). Как и у большинства других народностей, более состоятельные Израильтяне могли позволить себе дорогую одежду и украшения, в то время как бедные удовлетворялись вещами попроще (Прит. 31:22; Иез 16:10-13).
Как уже было отмечено выше, из огромного количества правил и законов, Ветхий Завет содержит совсем немного указаний регулировавших одежду и украшения простых Израильтян. Практически все эти указания относятся к вопросу общего отделения Израильтян от религии, культуры и традиций окружавших их языческих народов (Лев 19:19; Втор 22:5,11; Соф. 1:8). Кроме этих причин, в Ветхом Завете упоминается ещё только одно обстоятельство касавшееся предписания Израильтянам носить специальные украшения символически указывавшие на Закон Моисеев (Числа 15:38; Втор 6:8). Обобщая, можно сказать, что при своём пристальном внимании к богослужебной одежде священников и левитов, Ветхий Завет практически не предъявляет требований к стилям и форме одежды и украшений для основной массы израильтян.
Экзегетический анализ соответствующих Новозаветних текстов
Как ни странно, но Новый Завет содержит в себе больше указаний по поводу правильного подхода к одежде и украшениям рядовых верующих, чем Ветхий Завет, хотя и здесь их не очень много. Только несколько текстов Нового Завета касаются этого вопроса. При этом, большинство из них представляют общие характеристики отношения к внешнему виду. Так, в Мф 6:25, Иисус Христос представляет важный принцип превосходства небесных ценностей над земными, «Жизнь не больше ли пищи, и тело одежды?» Подобные тексты говорят о верном отношении к земному вообще и только приводят одежду в пример, не имея целью предоставить специальное учение об одежде христиан. Из Новозаветних текстов можно назвать только два места, которые конкретно учат о вопросе одежды и украшения христиан (1 Тим 2:9-15 и 1 Пет 3:1-6)[3]. Оба этих текста касаются одежды женщин — христианок. Для того, чтобы составить более полное представление учения Нового Завета о внешнем виде христиан мы сделаем попытку проанализировать смысл этих мест, сведя воедино их значение.
«чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию». (1 Тим 2:9-10)
В начале своего первого послания к Тимофею апостол Павел говорит о порядке служения церкви. Говоря об этом, среди других вопросов, Павел отдельно останавливается на принципах регулирующих роль и положение женщины на Богослужении. Некоторые из этих принципов непосредственно связаны с вопросами одежды и украшений.
Апостол начинает эту тему с повеления женщинам украшать себя определённым образом «Итак желаю …. чтобы также и жёны… украшали себя…». Греческое слово «украшать» (- kosmein -) происходит от слова космео. Основное значение этого слова — «приводить в порядок».[4] В русском языке от этого слова произошли два слова «космос» и «косметика».[5] В этом тексте, Павел не выражает протеста по поводу стремления женщин украшать себя. Наоборот он повелевает им приводить свой внешний вид в порядок. Похожее слово, происшедшее от того же корня — kosmio — используется Павлом ещё раз в этом тексте, тогда когда он говорит о требованиях к одежде (это слово переведено на русский как «приличное» когда речь идёт об одеянии). Павел говорит, что женщины должны украшать себя приличным одеянием, т.е. одеянием о котором можно сказать что оно «в порядке». Павел не устанавливает какого-то особого, «святого» стиля одежды который он предписал бы христианкам. Он начинает с того, что утверждает первый важный принцип — чтобы их внешний вид был в порядке.
Вторым принципом, касающимся верного отношения женщины-христианки к своему внешнему виду, апостол называет наличие некоторых качеств её сердца, которые должны стать для неё руководством в её подходе к своей одежде и украшениям. Павел не сводит этот вопрос к упрощённым формулам предписания стилей и форм внешнего вида. Вместо этого он утверждает, что каждая настоящая христианка должна иметь духовные качества, которые сделают её способной самостоятельно принимать правильные решения, касающиеся её одежды и украшений. Апостол конкретно называет эти качества — стыдливость и целомудрие. Слово «стыдливость» — (на греческом aidous) — определяется известным лексиконом Стронга как «чувство стыда или чести, скромность, благоговение, почтение и уважение к другим.»[6] Это определённое качество сердца делающее его способным понимать и избегать того, что постыдно. Павел использует это редкое слово (единственный раз в Новом Завете) для того чтобы указать на уникальное качество присущее христианскому характеру благочестивой женщины, которая своим одеянием не ищет того, чтобы привлечь внимание к своему телу, но которая украшает себя с чувством почтения и уважения к другим. Настоящая христианка будет избегать всего того, что может нарушить атмосферу поклонения во время богослужения или что может подтолкнуть кого-либо к похотливым мыслям.
Значение второго термина «целомудрие» (sofrosuneis) используемого Павлом здесь очень близко к первому. Его основное значение — «здравый рассудок.» Этим словом также описывают «хорошо сбалансированное состояние ума формирующееся посредством постоянной самодисциплины.» В этом тексте, sofrosuneis указывает на способность христианки трезво мыслить, на её самодисциплину и умение контролировать себя в вопросе одеяния и украшений. Апостол уверен, что никто и ничто не справиться с задачей определения формы и качества внешнего вида христианки лучше чем её собственная скромность и целомудрие. Эти качества характера, становясь руководящими принципами жизни способны предостеречь женщину христианку от украшения себя, с целью привлечения внимание к самой себе, отвлекая окружающих от поклонения Богу. Она будет избегать слишком экстравагантной одежды, также как и слишком старомодной одежды вызывающей повышенное внимание окружающих. Приходя в церковь, христианка стремиться сконцентрироваться на поклонении Богу, а не на демонстрации новейшей моды или эксклюзивных форм. Церковь это, прежде всего место поклонения Богу, а не место демонстрации мод и стилей в одежде и украшениях.
Продолжая своё учение, Павел представляет несколько конкретных примеров неверного подхода к внешнему виду: концентрация на плетении волос, увлечение дорогими украшениями из золота и жемчуга, а также стремление к дорогой одежде. Хотя греческое слово pleigmasin — «плетение волос» обычно означает, «что-либо перекрученное, переплетённое, вплетённое,» в этом контексте оно указывает на особо грандиозные причёски, являющиеся нескромными и кричащими, привлекающими на себя внимание. Ранее в этом стихе Павел говорил о том, что женщина должна заботиться о том, чтобы её внешний вид был «в порядке», это свидетельствует, что Павел не имел ввиду полный запрет на причёски вообще. Женщина должна быть причесанной. В свете повеления Павла о скромности и целомудрии, ясно, что апостол указывает на экстравагантные, привлекающие к себе внимание и доминирующие стили укладки волос.
Следующим примером неправильного подхода к украшениям Павел приводит увлечение золотом, жемчугом и дорогими одеждами. Идея одевать дорогие украшения и одежду идя в церковь противоречит основной цели Богослужения. В каждой культуре и практически в любом обществе дорогая одежда и украшения демонстрируют высокое материальное положение и статус носящего их человека. В то время как основной целью людей приходящих в церковь является их смирение перед Богом и поклонение Ему. Если это желание будет реальной целью прихода в церковь, тогда не будет необходимости подчёркивать свою значимость через дорогую одежду или украшения. Павел, призывает женщин позаботиться чтобы их внешний вид выражал их стремление смириться перед Богом. Кроме того, дорогая одежда и украшения всегда могут стать предметом зависти и преткновения для тех кто не может себе позволить таких вещей. Это, опять-таки будет нарушать главную цель Богослужения, внося смущение и разделение в среду христиан вместо того, чтобы способствовать созданию атмосферы любви и единства в теле Христовом. Точно также как и в случае с плетением волос, этот стих не говорит об абсолютном запрете на использование каких-либо украшений вообще. Он указывает, на то, что одеваться в дорогие вещи и пользоваться дорогими украшениями является не подходящим стилем для женщины христиански.
Вместо того, чтобы увлекаться дорогими одеждами и экстравагантными украшениями, Павел призывает женщин, христианок концентрироваться на своей внутренней красоте, которая является наиболее подходящим украшением для тех кто ищет благочестия. Тема красоты души представлена Павлом в стихе 10 сильной частицей — «но», контрастно подчёркивая, что духовная красота является правильным замещением того, что было отвергнуто в предыдущем стихе. После освещения неверных способов украшения себя, Павел указывает христианкам на то, каким образом они могут быть действительно красивы. Этим источником и средством красоты являются, прежде всего, их добрые дела. Греческая фраза ergon afathon — говорит о делах человека, являющихся действительно добрыми по своей сути. Большой лексикон Стронга определяет слово agathon как «хорошее по своей сути или природе, полезное, доброе, приятное, гармоничное, наполненное радостью, счастливое, правильное, отличное, выражающее честь.» Эта фраза говорит о реальном выражении доброты сердца, через поступки демонстрирующие благочестие и истинную красоту, не создавая какого-либо напряжения в церкви.
Контекст этого отрывка говорит об особенной роли женщин в Богослужебном собрании. Истинные христианки приносят в церковь атмосферу тихой красоты своего благочестивого сердца, создавая вокруг себя мир и гармонию выражающиеся в смиренной добродетели. Правильное отношение женщин христианок к украшению себя является неотъемлемой частью их благочестивого влияния, которое они призваны оказывать в семье Божьих людей.
«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, 2 когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. 3 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, 4 но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. 5 Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. 6 Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы— дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.» (1 Петра 3:1-6)
Следующий текст, касающийся вопроса одежды и украшений женщин, находится в первом послании Петра. В то время как Павел в 1 Тим. 2:9-10 говорит о внешнем виде женщин в связи с тем, какое влияние они оказывают в церкви, апостол Пётр концентрирует внимание на благочестивом влиянии женщины христианки, которое она должна оказывать в своей семье. Пётр в частности обращает внимание христианок на то, каким образом они могут и должны оказывать доброе влияние на своих, не подчиняющихся Богу мужей. Пётр начинает эту тему со слова «также» или «таким же образом». Связывая ниже следующее учение с тем о чём он говорил выше, апостол подчёркивает, что основанием правильных взаимоотношений в семье является признание и верное применение установленного Богом общего порядка авторитетов и подчинённости (1 Петра 2:13). Пётр говорит о порядке взаимоотношений в семье сразу же после того, как он ярко представил жертвенную посвящённость Иисуса Христа проявленную к погибающим грешникам как пример верного отношения христиан к несправедливому отношению к ним. Как бы ожидая возражения касающегося подчинению жён непокорным Богу мужьям, Пётр объясняет, что правильный способ, посредством которого жена, христианка может приобрести своего мужа для Христа — это правильное отношение к нему. Ключевыми элементами в этом процессе Пётр называет чистоту сердца и страх Божий (1 Петра 3:2), являющиеся неотъемлемыми характеристиками духовного мира Божьих детей. Эти качества, внутренняя чистота и страх Божий представляют собой единственное реальное основание, на котором может быть построено правильное поведение жены, христианки. Это отношение основано не на страхе пред людьми и не на человеко-угодничестве. Оно укоренено в её полной посвящённости своему Господу и Спасителю, Иисусу Христу.
Именно в описанном выше контексте, апостол Пётр подходит к вопросу женского одеяния и украшений. Его основной темой продолжают быть правильные методы влияния, которое жена, христианка призвана оказывать на своего не покоряющегося Богу мужа, чтобы приобрести его для Христа. Пётр показывает, что её привлекательность и сила влияния заключается не в экстравагантной внешности, но в покоряющей красоте её внутреннего человека. Он начинает с того, что указывает на бесполезность многих способов делать себя привлекательными, и красивыми употреблявшимися женщинами в то время. Касаясь этого, Пётр указывает на те же ошибки женщин, христианок о которых говорит Павел в 1 Тим. 2:9-10, плетение волос, золотые украшения, и одежда. Точно также как и апостол, Павел, Пётр не говорит здесь о полном запрете заплетать волосы или использовать ювелирные украшения. Это видно из того, что в этом же списке Пётр говорит о том, чтобы женщины не украшали себя, дословно, «одеванием одежды». Ясно, что Пётр не отрицает необходимость одеваться также как и необходимость приводить в порядок свои волосы и внешний вид вообще. Он только хочет указать на то, что настоящее украшение женщины, которая способна оказывать влияние на её окружение исходит из очаровательной красоты её сердца.
Используя особые греческие слова и фразы, Пётр проводит яркий контраст между двумя источниками красоты и привлекательности женщины. В третьем стихе он делает акцент на отрицании «не (oux) внешнее плетение волос…» для того, чтобы приготовить читателя к сильному контрасту, представленному словом alla, «но сокровенный сердца человек…» в стихе 4. Таким образом, апостол Петр, используя все возможные в этом случае грамматические особенности Греческого языка усиленно подчёркивает, что попытки жён впечатлить своих мужей экстравагантными причёсками, ювелирными украшениями или дорогой одеждой не принесут им успеха в сфере духовного влияния. Вместо этого, он указывает на другой, действительно эффективный инструмент влияния — внутреннюю красоту сердца. Уже существующий контраст автор усиливает противопоставлением слов «внешнее украшение» и «сокровенный сердца человек». Используя эти слова, Пётр подчёркивает радикальное различие между двумя измерениями красоты, красоты исходящей из красоты духа и красоты концентрирующейся на крикливой внешности.
Пётр говорит о новом, лучшем измерении красоты, представляя его четырьмя основными характеристиками. Прежде всего он называет красоту внутреннего человека нетленной, т.е не подвластной коррозии или старению. Все привычные средства украшения в той или иной степени подвержены действию тления. И только красота сердца не подвластна коррозии во веки. Это делает её абсолютно бесценной. Далее, он говорит о том, что внутренняя красота основана на кротости и молчаливости духа в контрасте с крикливой яркостью красоты внешних украшений упоминаемых им в третьем стихе. Говоря об этом, Пётр представляет кротость и спокойствие духа как реальное украшение истинного христианского характера. Только настоящая христианка способна проявлять духовную силу в кротости и спокойствии, находясь в жёстких условиях жизни. Четвёртое качество сокровенной красоты женщины христианки заключается в том, что эта красота драгоценна в очах Божьих. Существуют различные стандарты красоты. Каждый стиль и манера одежды и украшений имеет своих поклонников и ценителей. Пётр же повелевает женщинам украшать себя красотой в соответствии с самым высшим стандартом — стандартом Бога.
После представления примеров из жизни благочестивых женщин описанных в Ветхом Завете, украшавших себя красотой сокровенного человека, Пётр обобщает сказанное, останавливаясь на ещё одном важном элементе христианского украшения — добродетели. Доброта сердца христианки является тем необходимым фоном, на котором расцветает её красота. Пожалуй, нет ничего делающего человека более привлекательным, чем доброе выражение глаз, доброжелательный тон его голоса, и его постоянные добрые намерения по отношению к ближним (Прит. 12:25;15:30).
Обобщая учение апостола Петра по вопросу украшений и внешнего вида женщин христианок, можно с уверенностью сказать, что он делал основной акцент на красоте её души. Так же как и апостол Павел, Пётр не приводит списка запрещённых или рекомендуемых стилей одежды и украшений. Вместо этого, он концентрирует внимание своих читателей на надлежащем состоянии сердца христианки которое действительно способно сделать её красивой, формируя её верное отношение к одеянию и украшению себя.
Заключение
Будучи рождённой в историческом и культурном контексте Византийского православия, Русские евангельские церкви в большой степени унаследовали его приверженность к ритуальности и традиционализму. Учение и практика православия определяют внешние элементы служения, ритуалы, знаки и традиции как наиважнейший элемент духовного процесса. В соответствии с православной доктриной правильно совершённые внешние ритуалы несут в себе действенную силу Божьей благодати посредством которой человек освящается духовно.[7] Подобное отношение в какой-то мере продолжает присутствовать в большинстве церквей Русского евангельского мира.[8] Особенно это становится проблемой в вопросах одежды, украшений и головных уборов для женщин. Достаточно часто пасторы устанавливают свои стили одежды, причесок, покрывал и украшений квалифицируя их как единственно допустимые, возводя в ранг доктрины не библейские правила. В тоже время, многие недавно основанные церкви в России живут в другой крайности, делая нон-комформизм в вопросах одежды и украшений одной из основных целей своей религиозной практики. Для всего Русского евангельского братства очень важно приобрести Библейский, сбалансированный взгляд на этот вопрос. Этот взгляд может быть сформулирован в нескольких принципах:
Новый Завет представляет достаточно ясное учение по вопросу внешнего вида женщины христианки, в контексте церковного богослужения и семьи.
Говоря о внешнем виде христианок, ни апостол Павел, ни апостол Пётр не предписывают каких-либо стилей одежды, причёсок или украшений в качестве «святых» и обязательных для христианок всех времён и всех культур.
Оба апостола, Пётр и Павел концентрируют своё внимание на верном состоянии сердца женщины христианки. Следующие духовные качества внутреннего мира христианки должны играть определяющую роль в регулировании её подхода к своему внешнему виду:
Порядок — В то время как женщины христианки должны заботиться о том, чтобы и внешний вид был «в порядке», им необходимо помнить, что основным, непреходящим источником их красоты является красота их души.
Скромность — Женщины должны украшать себя, имея чувство стыдливости, а также почтения и уважения к другим. В основном это касается того, чтобы избегать сексуально провоцирующей одежды, а также слишком кричащих, экстравагантных или дорогостоящих видов одежды и украшений которые будут отвлекать внимание присутствующих в церкви от поклонения Богу.
Самодисциплина или трезвость ума — Это качество говорит о способности видеть и придерживаться умеренности и уравновешенности в одежде и украшений. Умеренность представляется одним из ключевых принципов, позволяющих христианам находить здоровый баланс в их подходе к вопросам внешнего вида. Каждое общество, каждая культура имеет свои неписаные, общепринятые стили и стандарты входящие в рамки «умеренности». Когда христианка подходит близко или пересекает грань «умеренности» в стилях одежды или украшений она обязательно будет привлекать к себе повышенное внимание. В контексте богослужения, это будет нарушать атмосферу поклонения и почтения направленного к Богу, концентрируя внимание присутствующих на выделяющихся элементах одежды, прически или украшений.
Добродетель. Оба, Павел и Пётр говорят о добродетели как о наилучшем способе украшать себя. Добродетель является одним из самых значительных средств, через которые женщина, христианка может оказывать огромное влияние на свою семью и церковь.
В заключение приведём обобщение Библейского учения о внешнем виде женщин, христианок сделанное пастором Джоном МакАртуром в его комментарии на 1-е послание к Тимофею:
Как женщина определяет тонкую грань между приличным одеянием и одеянием концентрирующемся на желании быть в центре внимания? Ответ находиться в намерении её сердца. Женщине необходимо анализировать свои мотивы и цели когда она к вопросу своего одеяния. Является ли её желанием показать грациозность и очаровательность ее женственности? Стремиться ли она подчеркнуть свою любовь и посвящённость своему мужу, а так же его доброту к ней? Ищет ли она возможности выразить своё сердце посвящённое поклонению Богу? Или же она добивается того, чтобы привлечь внимание к себе выставляя напоказ своё богатство и красоту? Или, что ещё хуже стремясь сексуально возбудить мужчин своей манерой одеваться? Женщина которая концентрируется на поклонении Богу будет очень внимательна к тому как она одевается, потому что её сердце будет подсказывать ей, что приемлемо и что не приемлемо для неё. [9]
Да поможет Господь всем женщинам христианкам стремиться к обретению красоты их сердец, добродетели и благочестия которые находили бы своё практическое выражение в поклонении Богу и в служении окружающим.
[1] Подобная идеология обычно характерна для либеральных церквей и деноминаций, феминистических движений, про-гомосексуальных религиозных групп, а также, в значительной степени для некоторых представителей, так называемого движения «чувствительных к ищущим» (seeker-sensitive movement) набирающего силу в последнее время на Западе.
[2] Подобная позиция характерна для Восточной Православной и для Римской католической Церквей (это особенно верно для аскетически настроенного крыла этих церквей). Кроме того, этот подход практикуется в некоторых ультраконсервативных группах таких как Старообрядцы сохранившихся в некоторых частях России, Амиши в Пенсильвании, Хедорайты в центральной часто Канады, и др.
[3] Русский перевод включает ещё один текст, Титу 2:3, «одевались прилично святым», тем не менее, греческий оригинальный текст не имеет слова «одевались». Скорее всего переводчики Синодального перевода перевели словом «одевались» греческое слово катастеймати (katasth,mati) которое означает «поведение» или «образ жизни».
[4] G. Kittel, G. W. Bromiley & G. Friedrich, Ed., «kosmew» in Theological dictionary of the New Testament. Vol. 7, (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1964-c1976).
[5] Джон Макартур, 1 Тимофею, (русский перевод: Славянское Евангельское Общество, 2002) 77.
[6]J. Strong, «αἰδου̂ς» in Enhanced Strong’s Lexicon. (Ontario: Woodside Bible Fellowship, 1996).
[7] Об этом говорят многие православные богословы. Один из примеров на английском языке Alexander Schmemann, Of Water and The Spirit, (New York: St. Vladimir’s Seminary Press, 1974).
[8] Подобный подход, существовавший среди церквей ЕХБ в бывшем Советском Союзе в виде неписаных правил и порядком в течение долгого времени, недавно был сформулирован Николаем Александровичем Колесниковым, одним из ключевых лидеров Российского Союза ЕХБ в книге «Христианин! Знаешь ли ты как поступать в доме Божьем? Том — 1. (Москва: Издательство «Весть», 2001) 41-65.
[9]Джон Макатур, 1 Тимофею, 94-95.
>
сильно..
мне ОЧЕНЬ понравилось, Сань..
ПС
Сань, можешь добавить тут оповещение о следующих комментах?
Шикарная статья на 5+
Четкий анализ текста
Точные ссылки
Переводы
История
Обьективно, Взвешенно, Здраво, Духовно, Без перекосов
Александр, по-моему вы перегибаете палку и даже слишком. У каждого человека должно быть право выбора, как ему одеваться и что именно ему одевать. Думаю на самом деле все гораздо проще: Мы должны смотреть на человека изнутри, а не снаружи. Ведь так и до линейки при в ходе можно дойти, что бы мерять длину юбок у девочек и волос у мальчиков. Интересно, как ваша жена, сейчас, относиться к этому правилу?
о каких перегибах вы говорите?всё хорошо в меру- говорят.и божий человек знает эту меру если знаком с богом.а я верю что бог знает что от нас требует—будьте святы июо я свят. совсем не надо впадать в крайности. ведь вы же не стоите с линейкой у огня ине кричите что пожар если пламя больше положенного