Каждый из нас приходит в церковь, и когда мы приходим в церковь, мы приходим в церковь для чего-то. Мы очень многие вещи делаем, и не думаем, для чего мы их делаем. И я обнаружил: это очень полезный опыт задавать себе вопросы о самых разных обычных делах, которые я привык делать. Задавать себе вопрос: «А для чего я это делаю?» И когда я задаю себе вопрос, то я тогда могу определить, а как я это должен делать для того, чтобы достичь той цели, которую я достигаю. Очень многие вопросы, они кажутся… само собой разумеющимися, как, например, ходить в церковь. Но всем понятно: ходить в церковь надо. Но когда мы попробуем немножко глубже посмотреть, а для чего мы ходим в церковь, а что здесь должно произойти, чтобы достичь цели, которая стоит перед вот этим действом «мы пришли в церковь»?
Почему я говорю это? Важно, что когда мы смотрим на… разные церкви — так ведь сегодня существует много разных церквей. Разные церкви имеют разные порядки, то есть там люди по-разному проводят время. И возникает вопрос: а как правильно проводить время? И для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно иметь ясное понимание: а какую цель мы должны достичь, когда мы пришли на богослужение?
Я приводил этот пример несколько раз уже, когда мы говорим обычно о… функции церкви как руководства церкви. Представьте себе, если бы люди строили дом. И вот они строят дом, и они туда-сюда возят доски, стучат молотками, пилят пилами — а дома нет! И вы спрашиваете у них: «Ну, а что вы делаете?» — «Работаем!» — «А что вы хотите сделать?» — «Ну, мы вот хотим строить». Есть разница между тем, чтобы стучать молотком и строить дом. То есть, если человек строит дом, у него есть ясная цель и ясный прогресс. То есть он сегодня приблизился на вот столько к тому, чтобы дом был построен. В конце концов, если дом не строится, а строители занимаются стройкой, их уволят в конце концов. Или представьте себе завод, в котором там железяки таскают туда-сюда, пилят, гремят, строгают, вот. Он должен машины производить, автомобили, а автомобили не выходят с конвейера. Все работают, все крутятся, всё… процесс идет — этот завод быстро закрыли бы, потому что… цель не достигается. Я думаю, что вот этот вопрос люди не задают, когда они говорят о цели церкви: «Какая же цель всего того, что мы ходим? Какая цель всего того, что здесь поют, приходят, говорят, проповедуют?» У многих людей, ну, цель «чтобы служение проводить». Подождите, а для чего служение проводить? Какая-то цель должна быть достигнута?
Так вот Священное Писание учит нас, какая цель стоит перед богослужением. Прежде всего, нам нужно вернуться в Ветхий Завет. В Ветхом Завете посмотреть на то, что Бог определил ясный принцип, что из шес… семи дней недели, которые он создал, один день Он хочет, чтобы человек сознательно посвятил тому, чтобы иметь время для построения взаимоотношений с Ним. Мы должны строить саиз… взаимоотношения с Господом ка́ждый день. Мы должны служить ему каждый день. Мы должны поклоняться Богу каждое утро. Мы должны питаться духовной пищей — это очень важно. Молиться должны регулярно. Но один день Бог выделяет особо. Это нужно для того, чтобы в этот день мы сфокусировались на Нем и только на Нем. Я приведу вам пару текстов. Если вы читаете книгу Исход (20-я глава) или же книгу Второзаконие (5-я глава) где перечислены десять заповедей. Некоторые заповеди представлены всего двумя словами, например, заповедь: «не прелюбодействуй» (два слова всего) или «не убий» (два слова всего — целая заповедь). Так вот, если вы посмотрите, самая длинная заповедь — это заповедь о дне Господнем. Слушайте: 20-я глава, Исход, с 8-го по 11-й стихи, и посчитайся, сколько много здесь слов написано, чтобы объяснить важность этого дня.
«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела, а седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, и все, что в них, а в седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его».
Конечно здесь целая куча разных других вопросов, почему суббота или воскресение, в принципе, это не так важно. Мы ясно знаем, что Иисус Христос воскрес в первый день недели, и мы знаем, что церковь собиралась в первый день недели. Самый главный фактор заключается в том, что один день должен быть посвящен, сознательно посвящен тому, чтобы мы могли, здесь написано: «этот день Господу».
Еще один текст в книге пророка Исайи. В книге пророка Исайи (58-я глава, 14-й стих) Бог говорит через Исайю народу, который там живет, который народу израильскому. Он говорит следующее:
«Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою…»
То есть это будет радостный день для тебя, то есть в этот день ты не будешь удовлетворять свои прихоти, заметьте: проблема прихотей — это не проблема 21-го века, это проблема человека вообще, людей, которые жили еще в то время.
«…и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуешим, и почтишь ее тем (заметьте, чем почтишь — прим. проповедника), что не будешь заниматься обычными твоими делами, не будешь угождать твоей прихоти и не будешь пустословить…»
Что достаточно важно; многие люди, когда говорят о субботе, дне Господнем, и… они смотрят с… с точки зрения Ветхого Завета, и они смотрят сквозь призму фарисейства, сквозь призму того, что они там… в Израиле сейчас кнопку не могут нажать в… этом в лифте, потому что это работа и всякие разные, всякая разная такая мелочевка, которая, ну, наспех там поднимается. Но вот здесь пророк Исайя, он ничуть, нисколько не говорит даже о субботнем пути не говорит здесь, хотя это было время Ветхого Завета. Он говорит о нескольких конкретных вещах, он говорит: «Суббота — Господу», то есть один день отдай Господу. Что это значит? Это значит: не будешь заниматься обычными своими делами, то есть в этот день Бог хочет, чтобы мы отодвинули в сторону все свои другие дела, у нас есть много разных других дел: мы работаем, у нас есть планы по нашим взаимоотношениям там каким-то экономическим, у нас есть всякие разные другие дела. И для Бога очень важно, чтобы мы просто… раз в неделю, регулярно просто останавливались. То есть, когда мы говорим о дне Господнем, этот день сознательно должен быть посвящен Господу. Сегодня мы живем в такое время, когда люди все дальше и дальше уходят от этого. Я рассказывал уже несколько раз за ту церковь, которая… открытая была несколько лет тому назад во Флориде, где они пообещали express service, то есть «45 минут, — этот пастор говорит, — я гарантирую, что вы не задержитесь здесь больше, чем 45 минут», то есть такое очень короткое собрание. Когда у него спросили журналисты: «А почему вы делаете такое собрание короткое?», он говорит: «I don’t want to ruin their Sunday», то есть ‘я не хочу испортить их воскресение’. То есть люди уже давно этот день живут для себя. Если они задержатся в церкви больше 45 минут, it will ruin their Sunday, то есть ‘это испортит их воскресение’. Чем дальше мы живем, тем больше мы видим, как постепенно-постепенно вот этот же менталитет вкрапливается в сердца верующих людей. Заметьте, они потихонечку, смотрите, что стали делать, они потихонечку начали субботу, они… они не работали в субботу, но они стали использовать ее для себя все больше и больше, и больше — это не был день для Господа. И он подчеркивает, пророк Исайя обличает народ в греховности, и он подчеркивает такое явление, и он говорит: «Если ты удержишь ногу твою ради для Господня от исполнения прихотей твоих», подчеркивает: «В святой день Мой». Если воскресение станет для тебя отрадою, именно потому что ты будешь поклоняться Бог у в этот день.
«…святым днем Господним, чествуешим, и почтишь ее тем (заметьте, чем почтишь — прим. проповедника), что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, то (смотри, что получается — прим. проповедника) то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это».
О чем речь идет сейчас? Мы говорим о том, что у каждого христианина должно быть ясно сформированное отношение к воскресению. Воскресение — это день Господень. Ясно сформированное отношение к одному дню в недели, который мы посвящаем тому, чтобы мы могли особенно поклониться Господу, чтоб мы могли посвятить его, отдать его Господу. Что это значит конкретно? Две стороны у этого вопроса. Первое: нам нужно знать, как подготовить себя внутри, чтобы мы могли прийти и получить наибольшее на этом богослужении. Вот здесь написано: «Если ты отдашь этот день Господу, ты получишь радость, то есть у тебя будет успех, Я возведу тебя на высоты земли, дам вкусить тебе наследие», то есть речь идет о том, что если человек будет правильно подходить ко дню Господнему, то тогда он получит радость в Господи и тогда его жизнь будет иметь это развитие, на высоты он будет возведен и будет иметь реальное развитие. Что для этого нужно? Первое: нужно подготовить себя к богослужению. Вы знаете, что когда начинался еврейский день? Утром, в шесть утра! Помните: первая стража, вторая стража, помните, когда речь идет о том, что Христа… что в шест… был шестой час, это в действительности двенадцать дня? Но когда начиналась суббота? В пятницу вечером. Вы знаете, почему она начиналась в пятницу вечером? Потому что если бы ее не начать в пятницу вечером, то люди бы пахали до шести утра и потом были бы никакие. И вот в шесть утра поднялся: окей, Господу теперь. А что ж там Господу, когда ничего уже нету?! Он — Господу, а самому хоть спички в глаза вставляй, потому что он уже себе отдал, выжал себя настолько, что Господу себя уже не может отдать… Вот почему мы говорим о том, что если вы хотите правильно подойти к богослужению, вам нужно начать готовить себя с вечера в субботу.
Несколько вопросов. Первое: приготовьте свое сердце. Вы замечали, что иногда вы приходите в церковь и просто, как елей на душу, вы свободно себя чувствуете, все, что здесь происходит, — благословение для вас. А иногда придете, а у вас сердце… вы где-то с кем-то в конфликте, у вас какие-то взаимоотношения, вы по дороге в церковь, кто-то вас подрезал, и вы внутри себя раздражились, вышли из себя, вот. И… и вы уже приходите, сидите в церкви, но сами не свои. И это… это упущенные… упущенное богослужение: вы боретесь сквозь свой вот этот ворох всех проблем, вы вынуждены пробиваться сквозь этот ворох. Первое: приготовьте свое сердце.
Псалом 121, 1 стих. Давид говорит:
«Возрадовался я, когда сказали мне: „Пойдем в день… в дом Господень“».
То есть мысль о том, что завтра буду поклоняться Богу, — приятная мысль. И поэтому она влечет тебя к себе так, что человек старается сделать все для того, чтобы это приятное событие не было испорчено в его жизни. Екклезиаста 5:1 написано:
«Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению».
Приготовь себя, наблюдай, когда ты идешь туда еще, приготовь себя внутри. Исайя 1:12. Пророк Исайя говорит:
«Когда вы приходите являться пред лицо Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?»
То есть он… он говорит ясно: «Если вы в недолжном состоянии пришли в дом Господень, вам не нужно приходить».
«Кто требует? Я не заставляю вас, Я не заставляю, Я не требую, — Бог говорит, — если в не в должном состоянии». Даже больше! Он говорит:
«Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие и празднование!»
То есть если сердце человека не приготовлено… Что значит «приготовлено»? Это значит: человек идет в дом Господень и он думает: «Я хочу быть там, чтобы освободиться от греха, чтобы приблизиться к Господу». Вот тогда сердце будет готово.
Матфея 5:23. Иисус говорит об этом же:
«…если придешь… принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда пой… приди и принеси дар твой».
Заметьте, сколько много граней подготовки сердца. То есть если сердце не готово на богослужении, здесь хоть какие благода… потоки благодати будут изливаться, вы останетесь черствыми, неспособными воспринимать эту благодать. Итак, нужно подготовить свое сердце. Второе: приготовьте себя физически. Я уже сказал, что если вы будете всю ночь работать (я понимаю: иногда бывает так, что работа, где вынужден человек работать, понятно). Но если у вас есть возможность, сделайте так, чтобы способны быть внимательными вовремя богослужения. Написано, посмотрите, Евреям 2:1:
«Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть».
То есть нам нужно здесь, находясь на собрании, не просто расслабиться и витать в облаках, нам нужно быть здесь достаточно alert, то есть достаточно ‘внимательными’, способными воспринимать то, что говорится. Иначе это будет waste of time ‘испорченное время’.
Луки 8:15. Иисус говорит:
«…а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сло… сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, возгласил: „Кто имеет уши слышать, да слышит!“»
Есть люди (подавляющее большинство людей), они не только имеют уши, а уши еще и имеют там все необходимые барабанные перепонки и все, что там нужно для того, чтобы услышать, но они, имея все это, не слышат. Причина — они себя не подготовили, им трудно, они допоздна просидели в воскре… в субботу. И потом они свое тело с трудом подняли, и они с трудом продрали глаза, и они… опаздывая, одевались, и потом они превышали скорость для того, чтобы успеть на собрание, и потом в конце концов они вот залетели, не запарковались там, где нужно, и вот прилетели «Господу служить». Вы понимаете, как это странно звучит? То есть, если служить Господу, это требует подготовки. Я понимаю: у нас… мы живем в век, когда мы хотим в двадцать четыре часа или в су… в семь дней… загрузить столько, сколько раньше в месяц не помещалось. Мы пытаемся это все загрузить, мы живем в век… скоростей, в век, когда мы сразу, одновременно очень много вещей делаем. И, может быть, где-то это и хорошо, но когда мы говорим о том, чтобы получать все то, что мы должны получить в доме Господнем, нам нужно приготовить себя, нам нужно приготовить свое сердце. Не позволяйте каким-то вещам отвлекать вас. Субботний вечер; успокойтесь перед тем, как вы пойдете на богослужение, не затрагивайте тем, которые будут раздражать вас и будут… будут держать вас в состоянии, когда вам трудно уснуть. М-м-м, самые разные темы. Вы… вы, наверное, знаете сами, что затронешь какой-то разговор, и ты ложишься спать, и вроде бы все уже надо спать, и уже и снотворные вывел, а оно все не засыпается, потому что мысль крутится, мысль беспокоит. Приготовьте себя, приготовьте свое сердце, приготовьте физическое тело свое, приготовьте так, чтобы вы были готовы, не назначайте поздних мероприятий в субботу, встаньте в воскресение достаточно рано, чтобы ваше… сделайте зарядку, чтобы ваше тело было готово… свежо и способно было воспринимать то, что будет, чтоб оно проснулось. Некоторые приходят в собрание, видно, что они еще не проснулись. Их подняли, но их не совсем разбудили.
Третье: приготовьте свой внешний вид. Опять-таки у каждого из нас есть разное количество времени, которое требуется на то, чтобы приготовить свой внешний вид. И вы прекрасно знаете, сколько вам нужно времени, чтобы приготовить свой внешний вид. И поэтому соответственно встаньте, чтобы у вас было достаточно времени, чтобы приготовить свой внешний вид. Но и не только вам нужно время, вам нужно знать, что же приготовить. Священное Писание достаточно конкретно указывает в Ветхом Завете и в Новом Завете, что мы не можем приходить в церковь как попало. Есть простая причина почему, потому что церковь — это место поклонения. Представьте себе, если кто-то заявится сейчас в такой шляпе огромной и с перьями такими, и сядет вот здесь где-нибудь. Ну, вы понимаете, что все будут смотреть на шляпу, а не на проповедника, и на ее носителя, кто носит эту шляпу. То есть речь идет о том, что нам нужно одеться так, чтобы мы своей одеждой не отвлекали людей от того, что происходит здесь. Это главная цель!
Первое Тимофею, 2-я глава, 9-ый стих. Апостол Павел говорит Тимофею относительно женщин, и он не ошибается здесь по причине того, что для женщин это дост… гораздо больше значит оде… оде… одежда или они больше внимания уделяют тому, как они одеваются. Ну, вот и поэтому он… он говорит принцип относительно женщин, но он этот сам принцип касается всех.
«…чтобы также и жены, в приличном одеянии (слово «приличное» — это «порядочное» — прим. проповедника), со стыдливостью (то есть скромно— прим. проповедника) и целомудрием (то есть, чтобы она одежда не была сексуально вызывающей — прим. проповедника), украшали себя…»
То есть ясно сказано, что наш внешний вид должен иметь эти несколько требований: во-первых, он должен быть в порядке, то есть ничего не должно быть растрепано, и не должно возникать ощущения, что там взрыв на макаронной фабрике произо… произошел, как у некоторых бывают прически, то есть речь идет о том, что есть порядок, дальше есть скромность, то есть люди не выпячивают себя. Мы не для этого сюда приходим. Некоторые люди путают, они думают, что церковь — это показ мод. В действительности это совсем… церковь — это место поклонения Богу, и мы должны одеться так, чтоб мы не мешали другим. И все эти прически, дамы, и так далее. Кстати, мужчинам нужно так, чтобы антенны здесь не торчали разные, если спал на одном боку, и есть лак, который помогает для этого, вот, или водичкой при… примажьте там, чтобы… расчешите, чтобы… чтобы, когда на вас смотрят, люди не отвлекались от того, что происходит здесь… за кафедрой.
Четвертое: приготовьте своих детей. Если у вас есть дети, вы должны знать, вы знаете, что это требует экстравремени (дополнительное время). Во-первых, нужно вечером положить их спать, чтобы они могли отдохнувшими быть утром, чтоб они способны были проснуться, позавтракать, помолиться вместе с родителями и пойти в храм Господень. Воспитайте в них, что это особый день, что это они идут в церковь не просто встретиться с Джонни и с Маней, и с Ваней. Они идут в храм Господень, для того, чтобы здесь поклоняться Богу. Они еще не умеют этого делать, они еще не знают всего, но если вы будете учить их и говорить им об этом, они потихонечку будут учиться, они будут понимать, что им делать. Очень важный вопрос: Иисуса Навина 24:15 написано:
«…а я и дом мой будем служить Господу».
И часть служения Господу — это день Господень. Уделить внимание тому, чтобы день Господень был. Приготовьте их одежду, приготовьте все, что им нужно, чтобы вы утром тогда не бегали, не искали и чтобы вы не выходили из себя, и чтобы… детей не выводили из себя и всех остальных, которые там вокруг вас.
Последние: приготовьте свое служение. У каждого из нас есть какое-то служение. Есть разные служения. Наше поклонение Богу выражается не только в том, что мы слушаем и говорим Ему. Наше покл… наше поклонение выражается в созидании тела Христова. Смотрите: Колосянам 3:16:
«Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; (и дальше — прим. проповедника) научайте и вразумляйте друг друга…»
Где это происходит? Там, где друг друга встретились. Вот эти «друг» и «друга», вот когда они встретились вместе, то есть, когда Тело Христово собрано в одном месте, там и происходит назидание друг друга. То есть, когда мы идем в церковь, мы готовим себя к тому, что этот день я Господу посвящаю. И сегодня я хочу стать благословением для других, я хочу принести созидание в церкви, в Тело Иисуса Христа. Те, кто проповедует, должен приготовить проповедь, те, кто поет, должны приготовить пение, должны приготовить сердце свое, чтобы способны были проповедовать и петь. Материальное служение есть еще один важным фактор: нам нужно заранее приготовить, что мы принесем, как мы пожертвуем в церкви. Чтоб мы не кидались потом срочно — вот сейчас нужно что-то сделать.
1 Коринфянам 16:2. Апостол говорил о том, чтобы заранее готовились:
«В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние…»
То есть он говорит о тех процессах, которые были тогда, чтобы они могли заранее думать об этом. Кроме того, есть еще жертвы. Евреям 13:16:
«Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу».
Итак, что нам нужно сделать? Давайте еще раз посмотрим на этот список. Чтобы приготовиться к богослужению:
– нужно приготовить свое сердце;
– нужно приготовить себя физически;
– нужно приготовить свой внешний вид;
– нужно приготовить своих детей;
– и нужно приготовить свое служение, чтобы мы были готовы к богослужению.
Иначе мы не получим от него максимально того, что мы должны получить.
Следующее: участие в богослужении. Вот мы уже пришли, все приготовили, все сделали, обо всем позаботились. И вот сейчас… наше тело уже здесь, и наш дух, я надеюсь, здесь, в церкви, вот. И начинается здесь то, ради чего мы готовились.
Как я уже говорил, это достаточно важный вопрос, который нужно проследить по нескольким пунктам. Первое: нам нужно знать, как вести себя в церкви. То есть вот вообще мы приходим в церковь. И вы понимаете, что есть разница, как выведете в кабинете директора и как вы ведете себя в спортзале? Есть разница. Или как вы ведете себя на каком-то… высокостильном званом банкете, и как вы ведете себя, где вы на пикнике шашлык жарите? Есть разница, как люди ведут себя. То есть есть определенная… определенный этикет, определенные порядки, определенный порядок, который устроен… достаточно… достаточно точно определенный Священным Писанием. Послушайте, пожалуйста… Первое послание коринфянам в 14-ой главе, там в конце есть несколько очень интересных стихов. 32-ой стих и 33-ий, у меня здесь… упал 33-ий где-то, он выронился, остался только 32-ой. Смотрите, что здесь написано:
«И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть Бог неустройства, но Бог мира. Так [бывает] во всех церквях у святых».
Значит, 40-ой стих:
«…только всё должно быть благопристойно и чинно».
То есть в порядке все должно быть. То есть когда мы говорим о том, что мы приходим в церковь, то церковь — это то место, в котором ожидается определенный порядок. Этот порядок ожидается как от взрослых, так и от детей. То есть это то, о чем мы должны позаботиться, чтобы мы могли вести себя соответствующим образом. Есть в определенных традициях: в церквях не разрешают говорить громко, не разрешают каким-то образом там… выяснять отношения. То есть это место Божьего присутствия. Мы не хотим быть законниками, чтобы говорить, сколько децибел в голосе должно быть у человека, но ощущение сознания того, что это место, которое it’s primary purpose ‘это главная цель’ этого места — поклониться Богу и созидать церковь. Поэтому соответствующим образом ожидается поведение.
Второе: в церкви молятся. Мы приходим в церковь для того, чтобы молиться, прежде всего. Это очень важно, когда вы не только сами дома молитесь, но когда вы вместе с народом Божьим молитесь. Очень просто: когда мы молимся, знаете, что нужно делать? Молиться. That’s simple. Это значит: нужно не позволить своим мыслям бродить где-то в других вещах.
Вы когда заходили и увидели Катю или Валю, которая в новом платье, ты смотри, где ж она купила такое платье?! Господи, благослови это служение… Ты смотри, эта фирма хорошая. Вы в данном случае не молитесь. Вот представьте себе: вы разговариваете с Богом. Да? «Господи!» — вы говорите Ему что-то и сразу отвлеклись здесь на Валю или на Катю, или на Даню, или еще на кого-то. Вы прекрасно понимаете: вы предстали пред лицом Божьим. Для того, чтобы вы получили что-то от… от богослужения, друзья, нам нужно абстрагироваться от всего того, что происходит вокруг. Осознайте, поймите, что вы пришли пред лицо Божье. Потом разберетесь с Катей и с Валей, и со всеми остальными чудесами, которые вам пришлось увидеть, входя в храм Божий. Хорошими и не очень. Поймите, что самое главное здесь это ваш разговор между вами и Богом, для этого вы пришли. Если вы не поговорили с Богом, вы не получили то, что… для чего богослужение предназначено.
Когда Иисус Христос рассказывал историю о богаче и мытаре, вернее, о фарисее и мытаре, Он поставил контраст этих двух людей. Слушайте, как один заходит:
«…два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: „Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, или как этот мытарь…“»
Он заходит, а он… он видит этого мытаря боковым зрением. Он не просто здесь молится, он контекстуализируется здесь. Совсем по-другому мытарь: он даже не осмелился через порог перейти. Или… или вот зашел только-только у порога, и у него одно — у него весь взор устремлен к небу, и он бьет себя в грудь. И вот этот пошел оправдан:
«Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: „Боже! Будь милостив ко мне грешнику!“»
Мы приходим, прежде всего, для того, чтобы поклониться Богу. Используйте каждую возможность. Особенно сегодня. Мы живем в мире, когда мы… we are multitasking, то есть мы одновременно делаем все. Ни в коем случае не превратите молитву в multitasking. Что вы молитесь, а где-то там on the back of your mind, где-то там у вас еще один truck мыслей крутится. Вы не получите эффект молитвы. Это чрезвычайно важно — научиться опыту концентрации молитвы. Когда проповедник или кто-то отсюда молится, не думайте о том, как он интонацию поднял или опустил, о чем он помолился или о чем он забыл помолиться. Присоединяйтесь к его молитве, дополняйте ее своим умом, обращайтесь к Богу и несите к Нему свое сердце. Как я уже сказал, это чрезвычайно важный элемент.
Итак, мы говорили, как вести себя в церкви, как молиться в церкви. Давайте теперь посмотрим, как петь в церкви. Еще один важный вопрос: сосредоточение в молитве немного проще, чем песнопение. По простой причине, потому что у нас принято молиться с закрытыми глазами. Хотя бы глаза закрыты, и вы в этот момент уже никаких дополнительных элементов не видите, которые… кроме тех, которые уже в вашей памяти засели. Но когда мы поем, то наши глаза открыты, и мы видим, как кто поет. Так вот вопрос, который очень важен, я хочу вам сказать, вот те, которые здесь находятся на сцене. Они находятся… это не концерт, они не концертируют здесь перед вами, это не выступление. Он здесь для того, чтобы помочь нам, для того, чтобы вести нас, чтобы красиво было. Ну, вы сами, наверное, понимаете, когда сам не очень так поешь, да? А когда вот кто-то умеет петь, и ты к нему присоединился, и ты… кажется тебе тоже, что ты мог так пропеть хорошо.
Это очень важный элемент. Причем очень важно, когда мы вместе поем, потому что это совместное исповедание. Вот почему у нас здесь музыканты, которые поют немножко громче, чем все остальные, потому что даже те, кто не умеет петь, должны петь. Чтобы вы их не перебили, они чуть-чуть… чуть-чуть громче поют, чем все остальные здесь. И вы просто можете вливаться даже, если вы полутоните или даже если вы не знаете, что такое тон. В этот-то и благословение церкви, что мы все вместе здесь соединяемся в этом едином пении. В пении точно также, как и в молитве, нужно сосредоточение. Первое: нужно петь Господу. То есть мы пришли, и мы исповедует то, что мы… чем мы восхищены в Боге. Посмотрите в 29-ый Псалом:
«Пойте Господу, святые Его…»
Речь идет о том, что мы пришли и мы хотим выразить восхищение Богом. Песни, в которых мы исповедуем славу Богу. Мы все вместе, особенно когда церковь большая. Это очень воодушевляет, когда вот тысяча человек сидит или многие сотни сидят, и они вместе вдохновенно поют Господу. Не бормочите себе под нос, пойте Господу! В этом-то и смысл богослужения: мы пришли для того, чтобы мы могли восхититься Господом, чтобы мы могли увидеть яркость Его личности, чтобы Она внутри нас вдохновила, и чтобы мы могли пропеть. 95-ый Псалом, 1-ый стих:
«Воспойте Господу песнь новую (то есть новые песни тоже нужно учить — прим. проповедника); воспойте Господу, вся земля; пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его…»
Это то, чем мы все занимаемся. Есть проповедники, которые говорят о славе Божьей, о Слове Божьем, об истине Божьем и т. д. Но есть время, когда все мы говорим Господу, и это прекрасно время представлено в пении. Кроме того, есть молитвенные песни. Это тоже пение Господу, но это пение не с… не возда… не воздаяние с… славы, а это приношение мольбы Господу. Когда мы все вместе молимся Богу. В русской традиции или в русских… русской культуре евангельской достаточно много песен, которые молитвенные. Людям пришлось пережить очень много трудностей: «Господь! Прибудь Ты с нами, // И нас веди всегда премудрыми путями // К источнику добра…» Помните? Это молитва, которую человек открывает Богу. То есть это еще один… один вид пения. Есть еще один важный петь… вид пения: нужно петь друг другу. Некоторые песни мы поем друг другу. То есть мы вместе поем, но мы все поем друг другу. То есть мы ободряем друг друга. Так написано: Ефесянам 5:18:
«…исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными…»
То есть, назидая друг друга. Это очень важная часть, вот почему песни подбираются так, чтобы в них был ясный смысл, который позволял бы назидать души, в которых было бы Евангелие, исповедание того, что Бог делает с нами. Итак, это то, что касается пения.
Мы уже поговорили, посмотрите, как вести себя в церкви, чин (то есть порядочно). Второе, как молиться в церкви, концентрироваться на своем разговоре с Богом. Третье: как петь в церкви — это петь Господу и петь друг другу, не отвлекаясь на то, что происходит так вокруг. Это очень важное время или очень важный аспект — не отвлекаться во время богослужения. Четвертое: как слушать проповедь в церкви. Я думаю, это одна из сфер, которая более-менее в нашей церкви, ну, люди умеют. Я… я думаю, что многие люди умеют слушать проповеди, ну, во всяком случае, наблюдая отсюда за тем, что происходит здесь, я думаю, что это… это не так часто можно увидеть в церквях, что люди действительно сосредоточены. Я хотел бы перечислить вам несколько фактов. Посмотрите: Первое фессалоникийцам, 2-е… 2-я глава, 13-ый стих, написано:
«Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не [как] слово человеческое, но [как] слово Божие, — каково оно есть по истине…»
То есть это наша цель, мы пришли в дом Господень, и наша цель — понять, что то, что происходит здесь, — это слово Божье. Я вам перечислю несколько принципов. Первое: слушайте с пониманием, что это слово Божье, — это самое первое. Второе: будьте внимательны, когда вы слушаете.
Я периодически посещаю малые группы, и в пятницу спрашиваю людей, что было в воскресение, о чем шла речь? И многие люди не могут вспомнить. Даже не могут вспомнить тему, о чем была речь. А тем более не могут вспомнить… место Священного Писания, или какие практические уроки взяты были. Это говорит о том, что невнимательно слушают. Кроме того, слушайте, чтобы понимать. Не просто будьте внимательны, а в… а сосредоточьте свое внимание, чтобы поняли, о чем идет речь, и чтобы вы делали следующее, были способны сделать следующее: сделайте практические выводы для своей жизни. И последнее: сделайте для себя правилом: в каждой проповеди принять одно или несколько практических решений. And so what? Я обычно в конце проповеди даю такие практические решения, в которых я… я предлагаю, я как бы вам намекаю на то, какой вывод из этого следует, но вы сделайте сами для себя эти решения. Я даю в общем для всех. Вы сделайте решение, которое вас касается, которое вы будете стараться исполнять в вашей жизни. Итак, это как слушать проповеди в церкви, это тоже поклонение.
И последнее: как общаться в церкви? Мы уже говорили о том, что мы приходим в церковь, и мы пришли. Помните: написано, чтобы не пустословить. В день Господень некоторые люди пустословят, говорят о том о сем, о всяких разных делах. Мы пришли для того, чтобы созидать. Написано:
«Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительность…»
То есть нам нужно быть творческими в том, чтобы благо творить для других. Подумайте, как вы можете сделать благо другому, когда вы собрались здесь вместе. Очень часто это простые вещи, это внимание, это способность выслушать друг друга, это заинтере… это быть заинтересованным в его или ее жизни, это жертва. Да, нам нужно силы для этого, концентрация ума и немножко времени, но это то, с… с чем связано благотворение и общительность. Римлянам 12:10. Апостол Павел пишет:
«…будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве».
Смотрите: здесь тоже речь идет о взаимоотношениях внутри церкви, в Теле Христова. Здесь написано: «будьте братолюбивы друг к другу с нежностью», то есть с особым… с особой обходительностью подходите друг ко другу, ищите возможности, чтобы атмосфера, которую вы создаете, была атмосферой добра, атмосферой созидания. Первое Петра 4:9, написано:
«Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота».
Вы знаете, почему сказано «без ропота»? Потому что, когда речь идет о страннолюбии друг ко другу. Понимаете? Страннолюбие друг ко другу — это, с одной стороны, это гостеприимство, а с другой стороны, это принятие людей, которые не такие, как мы. Вот почему сказано «без ропота», потому что мы принимаем тех людей, которые удобны нам. А как только вышел из своего вот этого круга безопасности ‘safety circle’, вышел и поговорил с кем-то, с кем… который отличается от тебя сильно. Так сразу и ропот появился: вот какой он или вот какая она! То есть здесь очень ясно сказано:
«Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией».
Итак, как общаться в церкви? Ищите возможности послужить другим, созидайте души, учитесь слушать друг друга, проявляйте внимание друг ко другу, сделайте так, чтобы ваше общение было созидательным, чтобы оно созидало вас и созидало церковь.
Итак, мы поговорили о двух вещах: мы поговорили, о том, чтобы день Господень был, действительно, был эффективным для нас, нам нужно к нему приготовиться. Пусть он станет особым днем для каждого из нас, и пусть каждый из нас не просто приготовится к дню Господнему, а по-настоящему получит максимальное благо, когда мы пришли в дом Господний, когда мы пришли для того, чтобы молиться, для того, чтобы поклоняться в пении, и для того, чтобы слушать Слово, для того, чтобы жертвовать наши материальные средства, которые мы принесли, и для того, чтобы в общении поддерживать друг друга. И мы помолимся сейчас об этом, поблагодарим Господа за то, что Он дает нам эту привилегию быть частью Церкви, и поклонимся Ему в этом. Встанем — помолимся:
«Господи! Мы пришли сейчас пред лицо Твое. Благодарим Тебя за день Господень, благодарим Тебя за то, что Ты оставил для нас эту заповедь, чтобы мы останавливались в своей рутине, времени и дел, и всяких-разных вещей, которые отвлекают нас в разные стороны. Что мы приходили к этой точке, где мы можем сосредоточить свое сознание и свое сердце на Тебе и только на Тебе, на том, что Ты говоришь, на том, кто Ты есть, на том, как мы можем подчиниться Тебе, чтобы служить Тебе. И сегодня, Господи, мы просим Тебя: помоги нам ценить день Твой, помоги нам правильно вести себя на богослужении, помоги нам правильно молиться, научи нас петь, по-настоящему от сердца, научи нас поклоняться Тебе в слушании Слова, нашем материальном служении и в созидательном общении, когда мы говорим друг с другом, когда мы поддерживаем друг друга и помогаем друг другу приближаться к Тебе. И пусть все это будет во славу имени Твоего и для созидания Церкви Твоей. Аминь».