Пояснения к Библейским определениям типов духовных даров:
1. Мудрость
— по-гречески «София»; Это слово толковалось Климентом Александрийским как «знание предметов человеческих и божественных, а также их причин». Аристотель толкует его как «стремление достичь наилучших результатов, используя наилучшие средства». Это — высшая мудрость. Она идет не столько от мышления, сколько от общения с Богом. Эта мудрость знает Бога.
(Иак.1:5-7)
2. Знание
— по-гречески «гнозис», намного более практичное явление, чем мудрость «София». Это знание знает, как поступать в каждой конкретной ситуации. Оно практически применяет мудрость – «Софию» в человеческой жизни и в делах практических. Мудрость, знающая из общения с Богом глубины божественного, и знание, способное воплотить эту мудрость в будничную жизнь, в мир, и в Церковь.
(Кол.1:9)
(Кол. 2:2-3)
(1 Кор. 2:10-16)
3. Вера
Несмотря на то, что у всех верующих есть некоторая вера, у кого-то может быть вера особенная.
Вера – это нечто большее, нежели наше обычное понятие о вере. Одаренный человек верой дает видимые результаты. Этот человек не просто имеет убеждение, а это страстная вера в духовные ценности, побуждающая человека вложить в них все, что он имеет, и чем он является. Эта вера закаляет волю человека и приводит в действие «мышцы» его.
4. Исцеление
Раннехристианская Церковь жила в мире, где чудесные исцеления были обычным явлением. Если болел иудей, то он скорее шел к раввину, нежели к доктору, и, очень вероятно, что он исцелялся. Греческим богом исцеления был Эскулап. Люди шли в его храмы, проводя там целые ночи, чтобы быть исцеленными, и часто они исцелялись. Нет ни малейшего сомнения в том, что дар исцеления существовал и в раннехристианской Церкви. Павел иначе не упоминал бы он этом. В Послании апостола Иакова (5,14) содержится указание, что больной человек должен прийти к пресвитерам, и они помажут его елеем. Исторически установлено, что до 9 века обряд помазания предназначался для лечения, и лишь позже он получил название таинства соборования. Он выполнялся для приготовления к смерти. Церковь никогда не утрачивала полностью этот дар исцеления; и в наше время он частично открыт заново. Церковь слишком долго делила человека на душу и тело, и брала на себя ответственность лишь за его душу, а не за тело. Хорошо, что теперь мы снова научились смотреть на человека как на единство души и тела.
5. Чудотворения
Можно почти с достоверностью сказать, что апостол Павел имеет в виду заклинания, изгнание духов. В те времена многие болезни, часто даже все и, в особенности, душевные, объясняли действиями демонов, и одна из функций Церкви заключалась как раз в изгнании этих демонов. Было ли это действительно так или нет, одержимый ими человек был убежден в том, что они действительно существовали, и Церковь могла помочь ему, и она помогала. Изгнание злых духов часто и сегодня занимает заметное место в деятельности миссионеров; и во все времена задача Церкви — помогать больному и расстроенному уму.
6. Пророчество
— проповедование.
Слово пророчество у нас слишком часто ассоциируется с предсказанием грядущего. Но во все времена пророчество было чаще не предсказанием, а вещанием. Пророк живет в столь тесной близости с Богом, что он знает Его мысли, желания и волю, и, таким образом, может сообщить их людям.
«Этому приходу нужен человек, который знал бы Христа не из вторых рук» — сказал отец Карлейля
Вследствие этого он выполняет двойную функцию:
а) Он возвещает обличения и предупреждения, сообщая людям, что их поведение не соответствует воле Бога,
б) Он предлагает совет и руководство, пытаясь направить людей на путь, по которому Бог хочет, чтобы они шли.
7. Способность различать духов
8 и 9. Способность к разным языкам и способность к их истолкованию
Проблема языков вызывала большие затруднения и недоумения в Коринфской церкви. А имело место следующее: во время церковного богослужения кто-нибудь впадал в исступление и изливал поток неразборчивых звуков, но никому не известном языке. Это было чрезвычайно таинственное дарование, ибо считалось, что оно вызывается непосредственным влиянием Духа Божьего. Само собой разумеется, что в общине не видели в этом никакого значения и смысла. Иногда ввергнутый в такое состояние прихожанин мог сам растолковать значения своих собственных излияний, но обычно для этого нужен был кто-то другой, обладавший дарованием к истолкованию. Павел никогда не ставил под сомнение реальность дарования к разным языкам, но он ясно сознавал, что в нем заложена определенная опасность, ибо бывает трудно отличить исступление от самогипноза.
10. Дары вспоможения
Это были люди, долгом которых было оказать помощь и поддержку бедным и сиротам, вдовам и странникам. Христианство с самого начала было в высшей степени практичным. Человек может быть плохим оратором, бездарным обучать других, но оказывать помощь ближнему может каждый. Часто может случаться, что тот или иной никогда не получит привилегии стоять перед народом и благовествовать Христа; но каждый может ежедневно доказывать свою любовь к Христу в деяниях, служа своим братьям во Христе.
11. Дары управления
«кубернесеис» по-гречески это слово очень интересно: оно относится к работе лоцмана, проводящего суда меж скал и отмелей в гавань. Павел имеет в виду людей, управляющих церковью. Это в высшей степени важное дело. Проповедник и учитель никогда не могли бы выполнить свои обязанности, если бы позади них не стояли другие, принявшие на себя будничную работу по управлению Церковью. Есть такие органы тела, которые выглядят не очень значительными, но которые выполняют очень важные функции. Есть также и такие люди, служение которых не приносит им популярности, но без трудов их Церковь не могла бы идти вперед.
12. Апостолы
Они, несомненно, были величайшими людьми в Церкви. Их влияние не было ограничено географически; у них не было постоянной и определенной области деятельности. Их послания распространялись во всей Церкви. Почему это? Важной особенностью апостола было то, что он общался с Иисусом во время Его земной жизни и был свидетелем воскресения Его (Деян. 1,22). Иисус Сам не оставил ни одного слова записанного на бумаге, но Он запечатлел Свое Слово в людях, и этими людьми были апостолы. Никакой обряд не дает человеку истинную власть, она является следствием непосредственного общения с Христом. Человек, приходящий оттуда, где находится Христос, обладает властью апостола, независимо от того, каков его церковный сан. Человек, проповедующий учение Христа, должен знать Христа; а тот, кто приносит людям сокровенные силы Христа, должен сам был пережить и испытать на себе всю мощь Воскресшего Христа. «Этому приходу нужен человек, который знал бы Христа не из вторых рук» — сказал отец Карлейля
13. Евангелист
В первое время Церкви это были странствующие проповедники. Их можно сравнивать с нашими миссионерами. Павел пишет Тимофею «совершай дело благовестника» (2 Тим. 4,5). Они приносили благую весть. У них не было престижа и влияния апостолов, видевших Господа; у них не было и влияния осененных Духом пророков; это были рядовые миссионеры Церкви, несшие благую весть людям, которые никогда о ней не слышали.
14 и 15. Учителя и пастыри
Их обязанность — укрепить в вере людей, обращенных трудами евангелистов и апостолов.
3-и основные функции выполняли пастыри и учителя:
1. Учителя учат о христианстве. И они выполняют чрезвычайно важное дело — они учат людей Евангелию. Следует вспомнить времена, когда не существовало книгопечатания, когда книги писались и переписывались от руки, и книга такого объема, как Новый Завет, стоила больших денег. Простые люди не смели и мечтать иметь книгу. Поэтому в начале история об Иисусе передавалась устно. И это входило в задачу учителей, и важно помнить, что ученый узнает от хорошего учителя много больше, чем из книги. В настоящее время у нас много книг, но все еще остается истиной — человек узнает о Христе и о жизни с Богом от людей.
2. Люди приходили в христианскую Церковь прямо из язычества; они буквально не знали о христианстве ничего кроме того, что Христос овладел их сердцем. Поэтому эти учители должны были раскрыть им смысл христианской веры. Именно им мы обязаны тем, что христианская вера осталась чиста и не была искажена, когда она передавалась устно.
3. Пастырь — по латыни пастух. В то время христианство представляло собой островок посреди языческого моря. Приходившие в христианство люди лишь на один шаг ушли от своего язычества, и им постоянно грозила опасность вновь возвратиться в язычество; и на пастыре лежала обязанность пасти свое стадо и заботиться о его безопасности. Пастырь заботился о стаде и вел овец в безопасное место; он собирал их, если они разбегались и, если нужно было, умирал, спасая их. Пастырь стада Божья — человек, который несет в сердце своем чад Божьих, питает их истинной, ищет заблудившихся и защищает от врагов веры.
Необходимо не только возвещать и проповедовать Евангелие Христа; его необходимо также объяснять, а именно эту роль и выполняет учитель Слова Божьего. Может быть, именно в этом заключается самый важный недостаток Церкви настоящего времени. Увещевания и призывы, не подкреплённые учением, остаются пустыми звуками.